ansari75

Categories:

Слово о крещенских купаниях.

Мы часто и много говорим о религии. Но есть вещи, которые невозможно рассматривать в узких рамках религиозного, точнее церковного православного ритуала. Но и приписывать светским мероприятиям религиозный ритуал тоже будет большой ошибкой.

Человек сам по себе, как личность и общественное существо не может жить в строгих рамках жесткого канона, не может приписывать все действия свои и своих соплеменников только узкой идеологии церковного или светского характера.

Сейчас  чередой идут церковные православные праздники: Рождество, Обрезание Господне, совпадающее с Новым годом по гражданскому юлианскому календарю, Крещение.

Что мы видим? А мы видим, как человек стремится к празднику и внутреннему просветлению общей радостью вне религиозного контекста.

Православное Рождество и Новолетие по юлианскому календарю т.е. Старый Новый год, как принято говорить, в настоящий момент утратили свою значимость в силу того, что их затмило гражданское празднование Нового года по григорианскому календарю, а незабываемый традиционный дед Мороз светских советских детей, старых сказок и картинок так и не превратился в Папа Ноэля или Санта Клауса, не желая соединяться с религиозными представлениями верующих европейцев.

Хотя в последнее время Дед Мороз и елки остались интересны только детям.

Взрослые, устав от безденежья и дороговизны, перестали перенимать западные традиции новогодних и рождественских подарков всем домочатцам, да и елки отошли в прошлое, взлетев цене на уровень элитных, причем не только натуральные, но и искусственные елки стали стоить больше зарплаты некоторых категорий граждан. Где уж тут до общей новогодней радости.

Стоят елки у супермаркетов и ТЦ и вполне достаточно для напоминания о празднике. В этом году мэр Москвы объявил, что елки и городская новогодняя иллюминация будут радовать москвичей до конца января, о чем его слезно и настойчиво просили сами москвичи.

Но и с всеобщим народным новогодним ликованием тоже не заладилось. Хоть и были во всех парках и на всех площадях фейерверки и выступления музыкальных коллективов, подъема духа у народа не произошло. Причина отчасти в том, что зрелища всегда рано или поздно утомляют и прискучивают, а вот активное веселье с открыванием шампанского на площади или в парке, теперь  попало под запрет. Так что выход на встречу Нового года в толпу на площади или парке стал большинству просто неинтересен.

Один момент в жизни светского еще советского государства родилось движение к возрождению старины опять-таки только по времени связанной с православием:  рождественских Святок с гаданиями и колядками.

 Но инициатива затухла так же быстро, как и возникла в год тысячелетия крещения Руси. Причины оказались весьма прозаичны: напуганное беспределом 90-х годов население России спешно установило на дверях подъездов кодовые замки, обнесло окна двух первых этажей коваными решетками и отказалось открывать двери даже детям.

Побегают они по домам, позвонят в подъезды с предложением покалядовать и уйдут не солоно хлебавши. Запуганные и омещанившиеся  жадностью новые российские граждане очень быстро свели на нет возрождение традиций.

Ушел из значимых неофициальных праздников и Старый Новый год, так активно распиаренный советской интеллигенцией, почитающей себя поклонницей всего православного и старинного.

Может быть, на тот момент отсутствие долгих зимних выходных привлекало внимание и простого народа к Старому новому году как еще одному негласному празднику. Но сейчас устав от праздников все забыли об этой дате.

Но произошло другое. Весь новорусский вернее новороссийский люд, православный или околоправославный, ходящий и не ходящий в церковь очень активно и с какой-то непонятной радостью воспринял совсем не церковную, вернее не каноническую, а сугубо суеверную традицию, ставшую народным обычаем, окунаться в прорубь на Крещение. 

Массовые купания начинаются с вечера 18 января и продолжаются на следующее день, 19 января, чуть ли не до вечера.

«А теперь Крещенье-Богоявленье, завтра из Кремля крестный ход на реку пойдет. Животворящий Крест погружать в ердани, пушки будут палить. А кто и окунаться будет, под лед. И я буду, каждый год в ердани окунаюсь. Мало что мороз, а душе радость. В Ерусалиме Домна Панферовна вон была, в живой Ердани погружалась, во святой реке… вода тоже сту-у-деная, говорит.

Впервые везут меня на ердань, смотреть.

Отец подводит меня к избушке, из которой идет дымок: это теплушка наша, совсем около ердани. И я вижу такое странное… бегут голые по соломке! Узнаю Горкина, с простынькой, Федю-бараночника, потом Павел Ермолаич, огородник, хромой старичок какой-то, и еще незнакомые… Отец тащит меня к ердани. Горкин, худой и желтый, как мученик, ребрышки все видать, прыгает со ступеньки в прорубь, выскакивает и окунается, и опять… а за ним еще, с уханьем. Антон Кудрявый подбегает с лоскутным одеялом, другие плотники тащат Горкина из воды»

Но не только окунались когда-то в прорубь. Еще и соревновались, кто кого пересидит в ледяной воде.

У нас до этих соревнований дело не доходит. С одной стороны – не с кем соревноваться, с другой – проруби –купальня небольшие, только окунуться и выйти, а народу много, очередь. Здесь не до соревнований.

А в остальном – тоже самое: палатка с горячим чаем, соломка на подходе к проруби, мосточки деревянные.

Первоначально подобные купания выглядели чем-то несообразно странным и изуверским. Чем людей привлекало это морозное купание? Неужели и в самом деле они считали, что смывают свои грехи?

Сейчас народ приходит уже не такими толпами как в первые годы возрождающейся традиции. Очередь к купели хоть и есть, но минутная, а не часовая.

И вот про прошествии времени вдруг осознаешь, что на самом деле ни с какой верой и религией это зимнее купание не связано. Оно только окормляется как бы религией, совершаясь в один из церковных праздников, но суть его в другом. Ведь это не советское моржевание, когда энтузиасты и любители составляли как бы клуб по интересу. Это действительно народная уже традиция, совершающаяся однажды в год и всеми, кто видит в ней радость и единство со своим прошлым.

Это тот же самый дух коллективизма, дух общности и радостного переживания чего-то, что выходит за рамки обыденности. Вера в Бога и прощение грехов здесь стоит на последнем месте. А на первом - радость приобщения к чему-то таинственному  вместе со всем народом.

Именно эти чувства объединяли людей на советских первомайских и ноябрьских демонстрациях.

Те, кто каждое лыко ставил в строку Советской власти, любили говорить об «обязаловке», о страхе, но на самом деле люди отнюдь не страдали на демонстрациях, не шли под страхом выговоров или других прещений. Они испытывали радость общения, подъем эмоциональный через единство и общение разных людей в единой обстановке. Эта активная общность  и формирует традиции и обычаи.

Именно таким образом складываются  народные ритуальные действия.

В Испании – это праздник сбора помидоров и хотя он является до некоторой степени региональным, привлекает он к себе внимание всех окружающих.

Праздник Томатина проходит в городе Буньоле провинции Валенсия и является крупнейшим фестивалем помидоров в Испании, во время которого более 150 тонн томатов в час превращаются в сок, разливаясь по городским улицам и окрашивая каждого участника события. Возник он в 1945 году.

В Италии есть народный праздник сбора винограда, когда даже в фонтанах вместо воды начинает литься вино. 

В Каталонии, к примеру,  существует необычный традиционный праздник Кастеллес, или пирамиды из людей.

Зародилась эта традиция на юге Каталонии,  в городе Таррагона. Сейчас один из  крупнейших центров, где проводят соревнование, является город Вилла Франка дель Пенедес.

Для каталонцев  строительство кастеллес  является символом единения,  взаимопомощи и поддержки.

Для того,  чтобы построить  живую пирамиду, нужна слаженная команда,  работающая как единый организм.  Действия каждого участника должны быть отработаны до автоматизма.

В Англии  самый массовый праздник Ночь огня или Ночь Гая Фокса. Хотя праздник родился в результате конфликта между католиками и протестантами, знаменовав собой пресечение Порохового заговора Гая Фокса, но совпал этот день с древним кельтским праздником сбора урожая. Согласно древней традиции в день окончания полевых работ разводились громадные костры. С 1605 года костры стали ироничным напоминанием о пороховых бочках Гая Фокса.

В Америке особенно ярко и всенародно отмечают Хэллоуин.

Для Франции самый общенародный праздник – День взятия Бастилии.

Для Германии – последний день перед Великим постом.

Народными гуляньями становятся для многих народов карнавалы. Они соответствуют нашей Масленице.

Но в отличие от Европы чужие праздники прививаются нам очень плохо. Не выходит народного праздника ни из Хэллоуина, ни из праздника красок Холи, ни Дня всех влюбленных.

У нас своя психология и свой менталитет. И к слову, советские демонстрации очень удачно сошлись в единстве в этим самобытным менталитетом, где гулянья общенародные, но напряга в исполнении каких-то действий нет. Бросаться помидорами или красками никак не вписывается в наши представлении о празднике. Люди хотят не безумств, а общения в едином порыве.

Именно поэтому так удачно вернулись эти демонстрации с шествием Бессмертного полка, что эти шествия не только напомнили советские традиции, но и дали возможность людям из всех социальных слоев встать в одну колону и стать соучастником единого порыва.

Крещенские купания – это некое возрождение традиции общей радости и равенства всех, кто пришел к крещенской проруби.

Церковь стремится дать только свою интерпретацию этим зимним купаниям, но все-таки религиозной подоплеки в них очень мало. 

"В ночь на 19 января около 2,1 миллионов человек приняли участие в более чем 8,7 тысячах религиозных мероприятий, посвященных празднованию Крещения Господня", - сказала 20 января агентству "Интерфакс" (interfax.ru) официальный представитель МВД России Ирина Волк.»


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic