ansari75

Литература против идеологических клише.

Почему современные политтехнологи и идеологи, особенно идеологи духовных скреп так не любят литературу и искусство прошлых веков? Неужели она столь порочна и вредна, что авторам нужно приписывать все грехи, возможные в христианском мире?

Можно спорить с музыкой, архитектурой, даже живописью, потому что музыка апеллирует к эмоциям и чувствам, живопись – к одномоментному впечатлению, а литература передает словом не только эмоции и впечатления, не только чьи-то портреты и пейзажи, но еще дает представление о том времени, которое нам сейчас не понять и не увидеть из-за дальности расстояний в веках.

Идеологи отлично знают, что большинство читателей интересуются лишь фабулой, если вообще читают что-то, а не деталями и анализом событий и атмосферы прошлого. А это значит, что можно представить прошлое так, как тебе выгодно сейчас.

В последнее время восторжествовало две концепции по отношению к ушедшим векам. Одна утверждает превосходство настоящего над диким, необразованным и некультурным прошлым. Другая, чаще всего используемая у нас, идеализирует прошлое, видя в царях, помещиках, церкви и традиционных ценностях неизъяснимую благодать,  благонравие и красоту.

Нашим идеологам важно уничтожить советское прошлое, а для этого нужно идеализировать царское прошлое и заодно выступить против западных либеральных ценностей за сохранение духовных скреп и традиционных ценностей.

Но вначале о западных ценностях, которые напрочь отрицают традиционные ценности и потому прибегают к изображению средневековья и абсолютизма как эпох невежества, грязи и насилия.

Самый простой пример. По интернету гуляют выписки о том, откуда и когда изгонялись евреи. Начинают с Египта, забывая почему-то про Месопотамию. 

Но и из Ура халдеева, и из Египта евреи ушли сами, по воле своих вождей- патриархов Авраама и Моисея. Ушли, чтобы обрести новую землю в Палестине, изгнав оттуда коренное население. 

Но вернемся в средневековую Европу. Вот даты изгнания евреев из Англии:

1188 – изгнание евреев из Англии

1198 – изгнание евреев из Англии

1290 – изгнание евреев из Англии

Более того, эти изгнания подаются как преследования и даже избиение и сожжения.


Гилберт Кит Честертон
Гилберт Кит Честертон

Берем томик Честертона, открываем его рассказы об отце Брауне и читаем.

«Я не говорю, что сам знаю много, но я знаю достаточно для того, чтобы понять: вся история, рассказанная в легенде, — чушь от начала и до конца. Отнимать за долги мастерскую и инструмент ремесленника запрещал закон. Да и вообще невероятно, чтобы гильдия не спасла своего члена от крайнего разорения, особенно если его довел до этого еврей. У людей средних веков были свои пороки и свои трагедии. Иногда они мучили и сжигали друг друга. Но образ человека, лишенного Бога и надежды в этом мире, человека, ползущего, как червь, навстречу смерти, потому что никому нет дела, существует он или нет, — это не образ средневекового сознания. Это продукт нашей научной экономической системы и нашего прогресса. Еврей не мог быть вассалом феодала. У евреев, как правило, был особый статус «слуг короля». Кроме того, невероятно, чтобы еврея сожгли за его веру.

— Парадоксы накапливаются, — заметил Таррент, — но вы не будете, конечно, отрицать, что евреев преследовали в средние века?

— Ближе к истине, — сказал отец Браун, — что евреи были единственными, кого не преследовали в средние века.

Если бы кому–то захотелось сатирически изобразить средневековые нравы, неплохой иллюстрацией был бы рассказ о несчастном христианине, которого могли сжечь живьем за некоторые оплошности в рассуждении о вере, в то время как богатый еврей мог спокойно идти по улице, открыто хуля Христа и Божию Матерь. Теперь судите о том, что за рассказ предложен нам в легенде. Это не рассказ из истории средних веков; это и не легенда о средних веках. Ее сочинил человек, чьи представления почерпнуты из романов и газет.

Это пример того, как легко ошибиться в исторических фактах, получая их не из первоисточника, а из чьих-то сплетен и вымыслов. 

Очень любят в последнее время изображать Европу не только грязной в отношении личной гигиены, но еще приписывать изобретение духов желанию заглушить запах мочи во дворцах.

В Версале во времена Людовика 14,короля-Солнце, по словам нынешних историков, придворные на балах и приемах мочились по углам  прямо в залах.

Почитаем Ф. Рабле, этого совершенно откровенного описателя нравов и привычек высшего общества 16 века. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Франсуа Рабле
Франсуа Рабле

«Кто подтирает зад бумагой,

Тот весь обрызган желтой влагой*.

– Что я слышу? – воскликнул Грангузье. – Ах, озорник ты этакий! Тишком, тишком уже и до стишков добрался?

– А как же, ваше величество! – отвечал Гаргантюа. – Понемножку кропаю, но только от стихоплетства у меня язык иной раз заплетается. Вот, не угодно ли послушать, какая надпись висит у нас в нужнике.»

Дальше продолжать чтение стихов Гаргантюа не будем, нас ведь интересовало только наличие нужника во дворце. И где же углы в парадных залах? 

Хоть Гаргантюа и не слишком стесняется, говоря об опыте использования различных подтирок, об углах в залах речи нет даже у него. Мало того, что стихи свои он вешает в нужнике, он еще и использует подтирки. И это не эпоха Людовика 14, а на столетие более ранняя.

Памятники средневековой архитектуры в Германии, во Франции и Англии. Это всегда замки с замкнутым пространством. Что бы было, если верить нынешним идеологам, а не собственным глазам?

В замках были даже водопроводы и бани, были  нужники с отверстиями учитывавшими даже особенности мужской анатомии.

Средневековый замок
Средневековый замок
Версаль
Версаль

Один из самых красивых замков Австрии, замок Хоэнзальцбург. Для водоснабжения в нем были  огромные цистерны, построенные в 1525 году. Их можно смело назвать самым важным событием в истории крепости. Дело в том, что гора, на которой стоит Хоэнзальцбург, почти полностью состоит из твердых доломитовых пород. Прорубить в них если не колодец, то хотя бы небольшой родник, было практически невозможно. Чтобы исправить ситуацию, тогдашний архиепископ Матфей Ланг фон Велленбург приказал соорудить специальные цистерны, которые собирали дождевую воду и делали ее пригодной для употребления. Над созданием цистерн работали лучшие архитекторы Венето. Результатом их труда стала сложная конструкция, состоящая из водостоков, подземных деревянных труб и каменного бассейна, заполненного чистым гравием.

Зачем же нам лгут современные историки? А почему вы думаете, что человечество шагнуло вперед и задумалось о прогрессе только в наше время?

Да, были темные века разрухи и упадка, которые произошли в период уничтожения языческой античной культуры, и когда христианство навязывало обществу принцип аскетизма, самоотречения, неухоженности и заставляло презирать комфорт.

Но пример арабского мира и возвращение античных знаний, породившие гуманизм, заставили человека средневековья вернуться к принципам рационализма, а значит к пониманию ценности культуры, комфорта и чистоты.

Не стоит путать эпохи и приписывать одним то, что было просто невозможно в силу естественной преемственности каких-то традиций и условностей. Разрушения бывают, но не такие тотальные, как пытаются нас убедить.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic