Categories:

Крах геометрии в школе: что происходит с предметом

И как это характеризует современное образование

Школу и современный подход к образованию часто критикуют, обвиняют в низком качестве и развитии шаблонного мышления у детей. Наш блогер, опытный педагог Галина Прядунец, объясняет, почему сейчас сложно научить геометрии и чем плохи тесты.

Пожалуй, трудно найти родителя школьника или будущего школьника, кто не слышал бы страшилку «Геометрия — это ужас, получить по ней пять нереально, её никто не понимает». Что случилось с предметом и с детьми, его изучающими? В поисках ответа на этот вопрос я предлагаю оставить за скобками сокращение часов на геометрию в общей программе математики, несовершенство учебников и так далее и сосредоточиться на аспекте восприятия предмета ребёнком.

Начнём с начальной школы. Чем, кроме учебников, оснащён ребёнок по всем предметам? Правильно, рабочими тетрадями.

Что такое рабочая тетрадь? Это полиграфическое издание с рабочим материалом по изучаемой теме. Ребёнку предлагают набор готовых рисунков, схем, таблиц, в которых он должен сделать пометки, вписать нужное, убрать лишнее и так далее.

Работая с такой тетрадью, ребёнок не испытывает нужды задуматься о способах переработки информации по изучаемой теме, они ему уже предложены. Ему не нужно трудиться над созданием образа, информационной модели изучаемого материала. «Всё уже продумано за вас».

Иногда эта модель бывает сложнее самого изучаемого материала, но и ребёнок в долгу не останется: просто не станет её понимать, поставит крестики наугад. Главное не в этом. Какая бы хорошая рабочая тетрадь ни была, она чужая для ребёнка. Эти схемы, таблицы, связи рисовал не он, он их только использовал, готовые.

Давайте вспомним, как решали задачи в начальной школе в середине прошлого века. Решение начиналось с произвольной схемы. На движение — рисовали машинки, идущих пешеходов, на части — груши, яблоки. Коряво, схематично, но, пока рисовали, обдумывали. Мне возразят: «Да пока он будет рисовать, он и одну задачу не решит, а с рабочей тетрадью и десяток осилит». Вопрос в том, как осилит. По шаблону, не задумываясь?

На мой взгляд, шаблонное мышление — главный бич современной системы образования

Дело дошло до того, что школьники целью образования ставят не научиться предмету так, чтобы решить любую задачу в нужной области, да ещё и обрадоваться, что решение нашёл именно ты, а сдать ОГЭ и ЕГЭ, а для этого выучить как можно больше типовых задач и тестов.

«При чём же здесь геометрия?» — спросите вы. А при том, что из всех разделов математики именно геометрия самая «загадочная» наука, в том смысле, что решение почти каждой задачи похоже на разгадывание загадки.

Нестандартных подходов можно и нужно найти много, а ход решения иногда надо просто почувствовать, построить цепочку доказательства и любоваться ею. Но нет, не встраивается это в систему образования.

С начальной школы и до старшей доминирует тестовый контроль знаний. Когда выбрал правильный ответ из предложенных вариантов или цифру ответа у соседа списал и не нужны никакие стройные цепочки и красивые доказательства.

Мне возразят: «А как же рассуждения и доказательства, которые требуется привести при решении геометрических задач в части С на ОГЭ и ЕГЭ по математике?» Статистика говорит, что 80% выпускников эти задачи не решают, около 60% даже не берутся. Спрашиваешь: «Почему?» Отвечают: «Геометрию с седьмого класса не понимаю». Вот такая геометрия.

На уроке информатики в седьмом классе дала тест с обязательным условием: при выборе правильного ответа писать объяснение, без него ответ не будет засчитан. Первая реакция: «Как это?» Потом: «Зачем? Ответ же дал». Убеждаю: «Если вы уверены в ответе, докажите, аргументируйте». В результате меньше 10% справились с задачей, а без дополнительного условия обычно больше 50%. Причина — шаблон работы с тестами такого подхода никогда не предусматривал.

Однажды увидев у коллеги при подготовке к уроку толстую папку готового раздаточного материала (таблицы, схемы, кроссворды), предназначенного на один урок, спросила: «Зачем так много?» — «Чтобы ребята больше успели». — «А зачем больше? Может, надо не больше, а лучше. Лучше усвоить, глубже понять».

В век информации человек, придавленный её количеством и непрерывным потоком, теряет к ней чувствительность. Ребёнку нужно научиться структурировать информацию, строить информационные связи, выделять главное и второстепенное. На этой основе строить систему обучения, запоминания формул или принципов их получения. Всеобщая интернетизация — это хорошо, но конспект, организованный учеником, во многом характеризует его умение самостоятельно работать с информацией.

Галина Прядунец

_______________________________

А зачем нам геометрия или алгебра, русская литература или физика? Сингапур рулит. Он теперь у нас авангард прогресса. 

Детям нужны облегченные знания, прогулки и совместное обучение с одновременным слушаньем и разговором без руководства учителя. Очень удобно.

«Сингапурская методика – единый образовательный стандарт системы Глобального образования, призванный унифицировать национальные образовательные системы,  установить для них потолок развития и узаконить кастовое образовнаие.

Прикрывая свои истинные намерения мешаниной из старых советских методик и теорий (а ничего нового Запад до сих пор не сочинил), называя это своим прорывом и уличая Россию в косности и отсталости, подтверждая эти оценки результатами рейтингов, которые сами придумали и сами же оценили, транснациональные заказчики новой реальности целенаправленно уничтожают традиционное образование.

Россия – большая страна, и применив к ней эту методику, можно через какое-то время получить неограниченный объём дешёвой производительной, а попросту, рабочей силы – послушной, исполнительной и неприхотливой.»

Вот у нас и меняют методики, и заменяют изучение на подготовку к ЕГЭ, чтобы вначале загрузить ученика, а потом, как избавление от нагрузки ввести сингапурскую систему самообучаемости без хлопот и знаний для всех.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic