ansari75

Categories:

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

«Как ты можешь? Ты же внук Маршака!». Правила воспитания семьи нашего (и вашего) любимого поэта

На детский театральный фестиваль «Маршак», который скоро пройдёт на родине поэта в Воронеже, традиционно приедет писатель и переводчик Александр Маршак, внук Самуила Яковлевича. Мы успели застать Александра в Москве и поговорили с ним о том, как воспитывали (и продолжают воспитывать) детей в этой знаменитой семье.

1. Общение с детьми — это не обязанность, это потребность. Когда-то эта потребность увела деда в детскую литературу. И не только в литературу: он также стоял у истоков детского театра в России, работал с детьми в разных уголках страны и даже в лесной «Школе простой жизни» известного английского педагога Филиппа Ойлера в начале прошлого века… В общем, всю жизнь был в прямом смысле окружён детьми.

Похожее случилось и со мной. Однажды мне стало скучно на «взрослой» работе, и я отправился во Дворец пионеров. Там как раз занимались мои дети, я знал, что им не хватает педагога по шахматам. Решил предложить свою помощь и всё получилось — я был невероятно счастлив там работать. Затем были и международная детская конференция, и российско-американский лагерь во время перестройки, а потом уже и большой научный детский клуб под моим руководством… С возрастом я занялся переводами английской народной поэзии для детей — тоже продолжил дело деда и отца.

Наверное, и дед, и отец, и я делали всё это потому, что чувствовали: дети – самое большое вдохновение в жизни. И иметь возможность рассказать им что-то, научить, поделиться, порадовать — это и есть счастье.

Самуил Маршак со своими внуками Яковом и Александром
Самуил Маршак со своими внуками Яковом и Александром

Самуил Маршак со своими внуками Яковом и Александром

2. Никто из нас никогда не пользовался именем Маршака ради получения какой-то выгоды. Это ещё одно важное правило семьи. У нас не принято искать легких путей, идти по проторенным дорожкам, наоборот, каждый выбирает свой собственный путь в жизни. А остальные его поддерживают.

3 Дети не должны зависеть от школьных оценок. Мой отец, Иммануэль Самойлович Маршак, был отличником, окончил школу в 15 лет, в 19 получил диплом физфака Ленинградского университета, а в 29 — Государственную премию по физике. Я же был скорее «юным балбесом», может быть, не без способностей, но в целом — обычным мальчишкой. Однажды мой блестящий отец сказал — он огорчен тем, что со мной происходит, но наставлять на путь истинный силой не собирается. Хотя бы потому, что знает: Самуил Яковлевич в детстве тоже не отличался примерностью. Я очень благодарен отцу за этот подход. Считаю, он был мудр и добр ко мне, позволял быть свободным и не зависеть от формальных отношений с учителями. К детям вообще нельзя относиться формально, потому что это убивает любовь, внимание, заботу.

Супруги Маршак с сыном Иммануэлем
Супруги Маршак с сыном Иммануэлем

Супруги Маршак с сыном Иммануэлем

5. Чтение вслух — важный способ передачи культуры. Жизнь в нашем доме всегда была напрямую связана с книгами. Дед много нам читал, из этого, в общем-то, и состояло общение. Мы приходили к нему в кабинет, слушали новые переводы, его новые стихи и, конечно, классику — Пушкина, произведения которого он знал практически наизусть, Лермонтова, Некрасова, Бунина, которого очень любил, Алексея Константиновича Толстого, Фета, Тютчева и многих, многих других!

Отец, крупный учёный, физик, тоже необыкновенно занятой человек, в редкие счастливые минуты общения всегда говорил: «Давайте почитаем»

Почти всю русскую классику я услышал из его уст. И такая вот культура литературного наследия, которое передавалось из поколения в поколение, в нашей семье была всегда. Прадед читал деду вслух, дед читал отцу, отец — нам, а я уже читаю своим детям и внукам. Читая вслух, вы передаёте ребёнку не только текст, но и своё отношение к писателю, к произведению. Это и есть образование — то, что как бы считывают ваши дети и интуитивно начинают понимать, в какую сторону им двигаться.

6. Иностранные языки чрезвычайно важны. Это не просто инструмент общения, это вклад в кругозор, возможность постоянно открывать для себя новые миры. 

Самуил Маршак с женой Софьей, невесткой Марией и внуками Яшей и Сашей
Самуил Маршак с женой Софьей, невесткой Марией и внуками Яшей и Сашей

Самуил Маршак с женой Софьей, невесткой Марией и внуками Яшей и Сашей

7. Дети смотрят на родителей и живут по принципу «делай как я». Я всё детство наблюдал, как люди приходят за помощью к деду, видел, сколько времени, сил он расходует на то, чтобы кого-нибудь спасти, — и помощь ближнему стала для меня совершенно естественной частью жизни.

8. Ответственность — это то, как человек относится к близким. Самуил Яковлевич чрезвычайно трепетно относился к своей семье. Двое из его детей умерли ещё при жизни деда, поэтому тех, кто был рядом, он всегда окружал потрясающей заботой, вниманием. И мы продолжаем жить по этим правилам.

У моих детей ещё живы бабушки, одной из них — моей маме — в декабре будет 99 лет. Наш взрослый, очень занятой, много работающий сын тем не менее всесторонне заботится о бабушках, постоянно проводит с ними время. Дочь сейчас живёт за границей, но если бабушкам становится плохо, тут же вылетает в Москву, так было уже не единожды. Мы все так живём. И стараемся так же бережно относиться к памяти о близких.

В Москве, увы, нет литературного музея Маршака. Но мы, несмотря на непростые жилищные условия, сохранили его квартиру, а в кабинете деда ничего не менялось со дня его ухода, то есть с 1964 года. Кресло, письменный стол, диван, на котором сидели самые разные известные люди, книги, поставленные на полки самим Маршаком, — всё это на месте, всё сохранено. Когда-нибудь, возможно, и другие люди смогут всё это увидеть, прикоснуться к истории и к памяти.

Елена Акимова

_____________________

P.S. Могу добавит от себя, что чтение по вечерам в семье — это очень важный компонент в воспитании. Книги  нужно подбирать так, чтобы они были не только интересны для ребенка, но и давали понятие о красоте родного языка, об умении автора им пользоваться.

Что же касается иностранных языков, то неоценимым помощником в их овладении является латинский язык. То, что в гимназиях учили именно его, имело очень большое значение. Лучше бы вместо религии или тому подобного, в школе давали понятие о латинском языке. Конечно, не с первого класса, а только старшеклассникам

Что же касается родительского примера, то это основа основ. Даже не слишком хорошо успевающий и хулиганистый ребенок рано или поздно усвоит черты поведения родителей и научится и этике, и эстетике. Как будет вести себя ребенок, если в семье грубость по отношению к ее членами, нецензурная брань и неуважение к детям, соседям и обществу. Даже если он будет старается выглядеть прилично в обществе, то заложенный нигилизм по отношению к культуре поведения и к ответственности за поступки будет сказываться всегда.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic