Category:

Свобода пуще неволи

Саддукейские игры с культурой. Митрополит Иларион на композиторском поприще

"Рождественская оратория" епископа Венского и Австрийского [ныне митрополита Волоколамского РПЦ МП] Илариона (Алфеева) и пиар-компания, связанная с исполнением этого произведения, лишний раз подтверждают, что и музыка сегодня имеет яркий идеологический окрас.

Премьера ораториии состоялась 7 января 2008 года в Большом зале Московской консерватории им П.И. Чайковского (БЗК), и уже окрещена некоторыми СМИ "музыкальной проповедью". Для людей неискушенных, возможно, так оно и есть. В концерте приняли участие такие звезды как Евгений Нестеренко и Хибла Герзмава. И тема самого произведения настраивает на возвышенный лад. Но даже люди далекие от Церкви не могут не почувствовать некоторую фальшь такой "проповеди". И дело не только в качестве представленного сочинения (один, настроенный весьма доброжелательно к сочинителю обозреватель отметил, что оратория не поднимается выше уровня студенческих работ, хотя и тянет на твердую "четверку"), но и в контексте – епископ явно занимается саморекламой.

Создается впечатление, что владыке Илариону нужно любой ценой создать бренд "епископ-композитор", чтобы при помощи него перебить другой бренд – "епископ-саддукей".(Борис Колымагин)

Да будет известно критикам и новаторам от искусства, что церковная музыка, если она хочет быт каноничной, никаких новшеств не приемлет. 

Все новшества — это умело развитое направление нейтрального бесстрастного сочинения, ведущего душу в горний мир, а не в море страстей.

Когда-то были написаны нашими замечательными композиторами и божественные литургии, и всенощные. Писал П.И. Чайковский, писал С. Рахманинов, писал Гречанинов. Это из именитых метров симфонической классики.

Но их произведения никогда не исполнялись в церкви. Существовал особый список произведений для церкви, так называемый Синодальный. Да, он не был каноном, он был рекомендацией, но рекомендацией обязательной к исполнению. Для богослужений брались только  произведения из синодального списка.  Синод был своего рода духовной цензурой, этакий прототип комитета по культуре советского периода, который творцы, чьи произведения не дотягивали до талантливых, тут же стали именовать цензурой.

Может быть и цензура. Но цензура каноническая и художественная, не допускающая слишком бурного новаторства.

Архаичность некоторых форм искусства в культурной среде бурного шагающего вперед общества всегда бывает необходима. Она как бы уравновешивает новизну и привычку за счет неизменности и угадывания того, что знакомо с детства. Церковное искусство именно тот оазис привычки, неизменности и постоянства, который порождает в людях покой и узнавание. Где бы ты ни был, как далеко от родного города или родни и знакомых, ты ни находился, попадая в церковь, ты слышишь и видишь то, что знакомо с ранних лет. И это узнавание, эта неизменность помогает сохранить равновесие и возвращает человеку  радость бытия. Так уж устроена религия, что именно она не терпит новизны и перемен. Именно она остров постоянства в бурном мире страстей и оттого желанна и притягательна.

К сожалению, в новой России православная церковь утеряла эту свою благую статичность. Теперь в каждом храме свой репертуар, как в филармонии. Приходишь на службу не  знаешь, что тебе сегодня исполнят, Чайковского, Рахманинова или князя Львова. 

То, что Иларион по словам критика, эклектик, вряд ли можно расцениват как достойную оценку. Вот он пишет: По отзывам музыковедов, Алфеев слегка "облагородил" обиход, немало взяв из разных традиций. Тут можно встретить и стилизацию под знаменное пение, и аранжировку известного обиходного варианта греческого распева, и пение в классической манере с абсолютным господством терции, и музыкальный минимализм. Это уже выходит за рамки полистилистики и явно отдает эклектикой. Посему все это и не произвело особого впечатления. Один меломан полушутя предположил, что владыка закладывал в компьютер разные обиходные мелодические ходы, а машина сама подвергала их небольшой механистической обработке, выдавая "новые" вещи и механистическую компьютерную оркестровку. 

На самом деле эта оценка ничуть не дискредитирует композитора. Гармонизацией обихода занимались и Чесноков, и Архангельский. Здесь нет необходимости говорит об эклектике, поскольку всегда в церковном искусстве стоит другой вопрос: канонично ли произведение, соответствует ли оно нужному молитвенному  настрою или будоражит чувчива.

Не случайно произведения Баха стол отличны от произведений романтиков. У Баха музыка подчинена высшему состоянию гармонии духа. Это как математическая формула. Да ведь и произведения тогда писались именно по математическим канонам: произведения для цифрованного баса, например, у того же Баха.

Да, Иларион Алфеев не новатор и не особый талант. И что? Он первый за сколько- то лет взялся за церковное творчество. Дело не в его таланте на самом деле. И только ради того, чтобы мы умели не переходя на личности разбираться в сути происходящего, приходится говорить и об Алфееве, и о православии вообще.

Алфеев  начал свой творческий труд не в то время и не в том месте. Его амбиции и дипломатический напор поставили его в центр конфликта и только в этом его вина и негативная оценка, даваемая ему оппонентами.

У нас ведется война не на жизнь, а на смерть между двумя ветвями православия.

Первая и как главная, которая постоянно попадает в поле зрения общественности и вызывает массу критики, это старая русская, потом советская и наконец, современная РПЦ МП, то есть каноническая церковная структура на канонической православной территории, именуемая Русской православной церковью.

Она была при императорах, она были при Советах и есть она сейчас в новой России. То, что управлялась она в какие-то периоды по-  разному и стояла в отношении государства светского по разному не меняет ее сути. Она была и есть там, где появилась некогда в русском культурном мейнстриме.

И есть иная, западная ее ветвь, представители которой, бросив свой народ и свои духовные обязанности, в критический момент испытания не пожелали мученического венца, но пожелали венец воина и ненавистника собственного народа. Они так возненавидели новую власть, что вопреки уверениям их же учителя Христа, что всякая власть от Бога, бежали со своей родина и приложили немало сил для борьбы и со страной, и с народом за возвращение старых порядков и старой власти. Они не побоялись стать на сторону врага своей страны в надежде на чужих штыках вернутся в свои владения.

Когда поменялся строй в стране, они возжелали вернуться победителями. Но новая власть, уже не советская и не имперская, а совсем новая, буржуазная, к их неудовольствию стала искать поддержку в канонической РПЦ МП. 

А что значит поддержка властью церковных структур? Мало того, что это возвращение в культурную и социальную среду общества. Это еще и немеряные доходы и власть духовная.

Столько бороться за перестройку и остаться  не у дел. Обидно, конечно. А раз так, то нужно делать хотя бы малые дела по тому же христианскому принципы: «кто не с нами, тот против нас». И мгновенно вся РПЦ МП оказалась в числе «сергианцев» и врагов, ни больше  и ни меньше, как самого Христа.

Так что люди добрые, граждане или верующие, имейте в виду, что в наш век нет и не может быть правды там, где есть борьба за власть и деньги, то ест, за насущные интересы, но не для народа, а для самих себя.

Вес конфликт, который некогда возник между митрополитом Антонием Сурожским (Блюмом) и Иларионом Алфеевым тот, о котором неустанно повторяют противники РПЦМП в лице патриарха Кирилла, есть всего лишь умелое манипулирование старцем митрополитом. И манипулировали им те силы, которые потом организовали  уход значительной части епархии вместе с исполнявшим обязанности архиерея епископом Василием (Осборном) под омофор Вселенского Патриарха.

Вот ради этого ухода и велась борьба. Посудите сами, если вам важна истина, то один человек, даже самый большой интриган, не может стать причиной перемены политической ориентации.

На самом деле результат был спровоцирован политиками, не желающими усиления Москвы на православной международной ниве.

Все провалы РПЦ МП, начиная с конфликта в Лондоне, вплоть до конфликта с Украинской церковью и уходом РПЦ МП из-под омофора Вселенского патриарха есть результат борьбы за власть. Но ни в коем случае за власть Божью. Это чистой воды политические амбиции западных кругов, решивших, что убит русских нужно еще и духовно, навязав им покаяние за революцию и превратив РПЦ МП во врага номер один.

Кто бы мог подумать, что религия стол агрессивна и непримирима. Впрочем, это не она стол агрессивна, а силы, которые ее используют.

Наивные граждане даже не представляют, как нагло и цинично их используют в их вере в то, что православие – это спасение, это традиция и патриотизм.

Религия и православие в том числе – это не Бог и не Христос, о которых любят спорит верующие и атеисты. Это прежде всего универсальный метод зомбирования, ни больше, ни меньше народных масс в интересах тех или иных политиков.

Будет ли патриархом Кирилл, которого нещадно дискредитируют, будет ли всеми воспеваемый митрополит Тихон (Шевкунов), как и во власти будет ли Путин или Навальный, ничего не изменится в отношении системы и ее целей. Изменится только степень зависимости от более сильных держав и соответственно, народ же непременно проиграет в любом случае. 

Наши недальновидные власти в простоте душевной поверили таким поклонникам русских христианский ценностей, ка академик Лихачев, писатель Солоухин и прочие воспеватели глубинного смысла учения Христа, что забыв осторожность возвели на трон власти наше православие, сделав патриарха своей правой рукой.

Но они даже не представляли сколь много противоречий в этом самом учении, принимаемом некоторыми за коммунистическое, сколь много вражды и борьбы за власть внутри церковных структур, сколь сильна жажда денег и почестей в среде высших иерархов Бога.

Мало того, что вражда идет внутри церкви, вражда возникает на международном уровне, вражда перемещается в каждый дом и каждую семью. Религия может воспламенять на подвиги, но чаще всего она воспламеняет на борьбу со всеми, кто не такой как требует она.

А наши атеисты толкуют о том, что ест Бог или нет. Какая разница. Ведь даже допуская бытие Божие, вы должны на уровне житейском понимать в чьих интересах говорят те или иные проповедники.

Все дружно осуждают патриарха Кирилла и его клир. Но взгляните на католические педофильские скандалы. Вспомните о роли РПЦЗ во время Второй мировой войны. Вслушайтесь в проповеди вроде бы благочестивых старцев и проповедников. В них кроме раздора, спорного мнения и отрицания реальности нет ничего. И в то же время эти проповедники активно внедряют свое видение проблемы в светскую жизн общества, путая здравый смысл с собственной выгодой.

Нет ничего более ошибочного, чем допуск религии в управление светским государством.

Вот один из примеров того бреда и невообразимой чуши, которой засоряют головы граждан, причем многие этот сор воспринимают за манну небесную и внимают словам старца с воодушевлением.

Схиигумен Сергий объяснил стрельбу на Лубянке отказом президента вынести труп ВИЛа.
Почему? Да потому что президента подменили.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!Дорогие отцы, братья и сестры!
 

Некоторые русские старцы говорили, что антихрист придёт из России. Уточним – это будет двойник В.В.П. Он придёт на всемирную проповедь в возрасте тридцати лет с силиконовым лицом-маской В.В.П. На протяжении многих лет на международных саммитах и на наградных листах офицеров ставится не личная подпись В.В.П, а его двойниками ставится факси́миле.
 

В настоящее время очевидцы, бывшие на встрече с двойником В.В.П., теряли сознание. Раньше, с настоящим В.В.П, подобного не происходило. Всё это ассоциируется с событиями, описанными русским православным писателем Сергием Нилусом в его книге «Близ есть, при дверех…».

А вот вариант другого просвещенного рассуждения:

Патриарх Кирилл (Гундяев) пытается активнее действовать на территориях других стран, чтобы построить "глобальную церковь". Об этом заявил 27 декабря изданию «URA.RU» протодиакон Андрей Кураев, комментируя изменение правил крещения, принятое на заседании Синода РПЦ МП 26 декабря.

И что будет в головах у граждан? Какие выводы они будут делать и к каким целям стремиться ответит трудно. Но путаница возникает очень большая.



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic