Categories:

Противостояние в Арктике

На минувшей неделе случилось несколько ярких событий и прозвучало несколько впечатляющих высказываний, касающихся арктического региона.

Из впечатляющих высказываний в первую очередь следует отметить смелое заявление американского адмирала Джеймса Фогго — командующего ВМС США в Европе и Африке, который подверг сомнению право России устанавливать правила судоходства на Севморпути (СМП) (для военных кораблей предупреждение о проходе за 45 дней и российский лоцман на борту): «Мы, как правило, не склонны делать нечто подобное, потому что мы рассматриваем его в качестве транзитного коридора, на нем должна быть свобода судоходства в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву».

Заявление прозвучало тем более громко, что буквально накануне начальник Генерального штаба ВС России Валерий Герасимов на встрече с иностранными военными атташе сообщил, что безопасность СМП полностью обеспечивается российским ВМФ и в присутствии иностранных военных кораблей в его акватории нет необходимости.

А еще чуть ранее командующий Северным флотом России адмирал Александр Моисеев рассказал о том, что в ближайшие годы Арктику полностью закроет противовоздушный купол.

Несколько важных заявлений арктическая общественность услышала от российских чиновников.

Один из ведущих ньюсмейкеров арктической темы замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков назвал 17 декабря приблизительные сроки старта заявленной ранее министерством программы развития Арктики. По его словам, документ находится в государственно-правовом управлении президента, до 17 января ожидается одобрение программы, затем, не позднее 6 февраля, пакет законов попадет в Госдуму и первые деньги по программе в регионы уйдут в начале лета 2020 года.

На том же заседании президиума Госкомиссии по развитию Арктики глава дирекции Севморпути Вячеслав Рукша заявил о необходимости постройки в России суперверфи для строительства крупнотоннажных судов. Она будет нужна для постройки судов водоизмещением 70–100 тысяч тонн. Напомним, намеченный к постройке на верфи «Звезда» ледокол «Лидер» запроектирован с водоизмещением чуть более 70 тысяч тонн.

По словам Рукши, в настоящее время в правительстве идут переговоры об отдельном выделении программы строительства судов ледового класса.

Говоря о ледоколах, нельзя не упомянуть знаковое событие для российского ледокольного флота. В минувшие выходные (14 декабря) успешно завершился первый этап ходовых испытаний атомного ледокола «Арктика», построенного на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Мощность «Арктики» составляет 60 МВт.

Очередной этап испытаний ледокола запланирован на весну 2020 года. Стоит отметить, что на верфи Балтийского завода уже заложено два атомохода такого же типа, что и «Арктика» (тип ЛК-60Я, проект 22220) и о строительстве еще двух судов подписан контракт с «Росатомом».

Освоение Арктики и прежде всего возобновившая активность на СМП уже потянула за собой оживление целого ряда отраслей российской экономики. Возможно, Русский Север может стать именно тем звеном, потянув за которое, можно будет поднять всю российскую экономику. Конечно, если это шанс будет осмыслен именно как таковой и не будет бездарно упущен.

Севморпуть — это не только углеводороды на шельфе и транзитный коридор, на пользование которым претендуют разные страны. Это еще регион, обладающий гигантским туристическим потенциалом. Об этом 20 декабря рассказал глава Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков.

По его словам, ведомство официально проектами в Арктике займется с 1 января 2020 года, но изучается регион уже около года. Туристический потенциал Арктики огромен, Чекунков привел в пример Исландию, находящуюся на одной широте с Чукоткой и которая принимает 2,5 млн туристов в год.

По мнению Чекункова, относительно недорогая реклама прохода по Северному морскому пути как того, что «любой человек должен сделать хоть раз в жизни», может дать туристическую аудиторию в 100 млн человек. И их можно будет там «катать хоть круглые сутки».

Идеи, связанные с северным туризмом, конечно, весьма интересны, хотя и несколько, пожалуй, отвлеченные рассуждения. Думается все же, что это не сможет стать магистральным направлением, да и сколько-нибудь существенным направлением развития Арктики. Сам Алексей Чекунков признает, что туризм невозможно развивать централизованно, а нужно так: «Должны десять, двадцать, пятьдесят, сто тысяч предпринимателей каждый что-то сделать».

Но и это далеко не все: для успешного бизнеса на туризме нужно население, которое готово с радостью стать обслуживающим персоналом для гостей. А населения в Арктике и так нет, а такого, которое нужно туристам, — и подавно.

Тема Севморпути была поднята и во время ежегодной пресс-конференции президента. Один из журналистов задал вопрос о судьбе моста через Обь. На это Владимир Путин сказал, что вопросы надо решать комплексно, а в целом, соединение железной дороги с портами, лежащими на СМП, крайне важно для России, мост через Обь нужно рассматривать именно в этом контексте.

Следует отметить, что программа развития Арктики в случае ее грамотной реализации, действительно, может стать примером утраченного уже отчасти у нас системного подхода. В частности, помимо программы развития судоходства по СМП, частью которой является, например, развитие ледокольного флота, в настоящее время развивается проект Северного широтного хода — железной дороги, которая в перспективе сможет связать порты СМП и месторождения углеводородов в Заполярье.

Наконец, последней значимой новостью текущей недели стало известие о намерении компании «Норникель» войти в долю расходов на реновацию жилого фонда Норильска. По заявлению вице-президента компании Дмитрия Пристанскова, доля, которую готов взять на себя «Норникель», составит 50% из запланированных на реновацию 85 млрд.

Что ж, намерение корпорации можно только приветствовать, тем более, что ее собственное благополучие напрямую зависит от благополучия жителей Норильска. «Норильский никель» — это градообразующее предприятие, а Норильск — не Майами, где, в принципе, можно жить на пляже. Советский задел исчерпан, пора новым собственникам позаботиться о тех, чьим трудом создается их благосостояние.

В заключение скажем, что не все интересные новости попали в наш обзор, но само их количество говорит о растущем интересе и в России, и мирового сообщества к Арктическим территориям.

Скопина Ольга

_____________________________

P.S. То, что о Северном морском пути у нас наконец-то вспомнили, конечно, хорошо. Но вспомнили не ради процветания нашей страны, а из-за открывшихся новых возможностей для легкого, прибыльного, краткосрочного капиталовложения.

Анализируя новость, аналитики из Красной весны предположили, что на заявление американского адмирала повлияло опасение сближения России с Китаем. 

Возможно, что так. Но опять-таки, пока Китай не интересовался Арктикой наша активность не только отсутствовала. Она очень сильно напоминала отступление по всем фронтам. Уступки в морской рыболовецкой акватории, уступки нефтеносного  шельфа. И вдруг такой интерес.

Если у нас проявляется к чему-то интерес, то вряд ли он связан с амбициями государства РФ, желающего стать мировой державой. Эта державность держится на экономических интересах олигархата, как в Сирии, так и в Африке. А теперь будет держатся на интересах Норникеля и Китая.

Если стране перекрывают источник дохода от продажи нефти, то приходится искать обходные пути для продажи сырья, минуя территории других стран.

Особенно интересны планы о развитии туризма. Это, конечно, самая доходная статья. Вот ее -то и будут осуществлять и развивать скоростными темпами.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic