ansari75

Categories:

ТЕМ И ЖИВУ, ЧТО ЭТО ПОМНЮ

Юрий ЩЕРБАКОВ

Наши пращуры полагали, что мироздание имеет, по современному говоря, три измерения: Явь, Навь и Правь. Что срок, отпущенный человеку явью до встречи с загробным миром навьих, он должен стремиться прожить по Прави – закону справедливости и милосердия. Мечта жить по правде переходила из эпохи в эпоху, из поколения в поколение. Увы, злоба и эгоизм неизменно оказывались сильнее в этой вечной борьбе. Рай на земле, город Солнца, коммунизм – идеально справедливое общество пока так и не удалось создать. Ближе других была к этому наша страна. И ничего смешного не видится мне сегодня в словах Л. И. Брежнева, над которыми вдосталь трунили в достопамятные семидесятые-восьмидесятые в кухонных разговорах: «Создана новая историческая общность людей – советский народ». Формула была верной за исключением одного слова – «создана». Точнее было бы сказать: «Создаётся». Потому что до возникновения настоящего советского народа было ещё далеко. Но черты его сквозь рабочую пыль социалистического строительства уже проглядывались.

Кстати, насчёт социализма. Его, как и советского народа, в СССР ещё не существовало. Был социально ориентированный государственный капитализм. И то «социальное государство», которым по Конституции является сегодняшняя Россия, и в подмётки не годится своему предшественнику по уровню социальной справедливости, степени Прави, которой живёт народ!

Да, общество, созданное Советской властью, было неизмеримо чище и человечнее нынешнего общества потребления. При всём его несовершенстве. Сегодня модно сваливать все недостатки государственного и общественного устройства на минувшие времена – в них, дескать, посеяны зёрна того, что проросло нынче буйным цветом: бюрократии, коррупции, предательства национальных интересов, себялюбия, эгоизма, жестокосердия. Мол, мы пожинаем горькие плоды былых заблуждений тех, кто вёл нас в «светлое будущее». Что ж, кто-то вправе думать и так.

Май Данциг (р.1930), Созидатели, 1965

Май Данциг, В рабочей столовой, 1963 г.

Петр Игнатьев (р.1945), Физики, 1975

Сергей Сергеев, Мои товарищи, 1977

Дмитрий Бучкин, Строить новые города, 1972

Но мне, как и подавляющему большинству советско-российских граждан, представляется, что именно Советская власть не давала вырваться на свободу смертоносным бациллам алчности, корыстолюбия, скопидомства, пошлости, грубости, цинизма, способных разрушить, задушить «химеру совести». Да-да, ту самую «химеру совести», от которой сулился «освободить» человечество Адольф Гитлер! «Химера совести» – это и есть стремление жить по закону Прави! Мечта фюрера была осуществлена в 1991 году. Сдерживающая, цементирующая сила Советской власти была парализована, наступила «свобода». Свобода от совести.

Несколько лет назад я публиковал статью с этим названием в газетах и книге «Простые истины». Цитировал в ней слова Фридриха Ницше: «Зверь в нас должен быть обманут. Мораль есть вынужденная ложь, но без неё он растерзал бы нас!»

Знакомый высокопоставленный чиновник тогда посмеивался: «Зверь, говоришь? Ничего, приручим, откупимся! А если и сожрёт кого – не беда, туда ему и дорога!»  Недавно встретились вновь, и чиновник (теперь уже бывший) вдруг грустно заговорил на прежнюю тему: «Прав оказался твой Ницше. Посадить бы того зверя в клетку, да куда там! Скорее сам сядешь … Вот, гляди, что вычитал».

Он протянул газету с отчёркнутой заметкой, в которой сообщалось, что в райцентре Славск три молодых лоботряса прилюдно мочились на братскую могилу с прахом трёхсот советских солдат, павших при освобождении города. Так вот, недавно состоялся суд. Не над осквернителями, а над редактором местной газеты, которая обнародовала эту историю с фамилиями «героев». Журналист признан виновным.

«Мы обманули не зверя, а себя! – грустно подытожил бывший чиновник. – При Советской власти такое было невозможно. Я не удивлюсь, если завтра суд решит, что Волга уже не впадает в Каспийское море … Разве это свобода?..»

Да, это не свобода. Это – вседозволенность, которой наградили народ «этой» страны за отказ от Советской власти неведомые хозяева России. Только самый наивный верит сегодня, что нынешние руководители РФ правят самостоятельно, а не по чужой указке. Ладно, не буду поминать всуе пресловутую «мировую закулису». Спрошу только: а чем ей, собственно говоря, не угодила Советская власть?

Ротшильд однажды сказал: «У ненависти почти всегда есть экономические причины». Проведём аналогию. В ХIV веке Русь окрепла, успешно отбивая ордынские набеги. Доходы тогдашней «мировой закулисы» от торговли русскими рабами, дармовыми пушниной, лесом, воском сильно упали, и решено было нанять и двинуть на Русь «двунадесять языков народов». Генуэзцы – цвет европейского купечества-ростовщичества – снарядили в поход нищего Мамая. Сегодня тоже занадобились наши полезные ископаемые, а Советская власть, как во времена Дмитрия Донского, блюла национальные интересы, не давая грабить страну. Значит, долой её!

Но не только и не столько экономика решила участь России. Сам факт существования государства, общественный строй которого зиждется на принципе социальной справедливости, несказанно раздражал тех, кто владеет миром по праву силы и хитрости. Общественное благо выше личного, человек человеку – друг, товарищ и брат ... Как можно стерпеть такое! Впрочем, об этом и до меня написано столько … Для тайных властителей мира самым страшным было то, что социальная справедливость далеко не идеальной Советской власти напоминала людям мифический допотопный «золотой век», времена справедливого «народоправства», где нет банков и бирж, а попросту – ростовщиков, делающих деньги из воздуха. Точнее говоря, из крови, пота и слёз тех, кто честно трудится.

Я не пытаюсь затевать наукообразные споры о преимуществах и недостатках минувшего и нынешнего общественного устройства нашей страны. Но правильность социалистического принципа «От каждого – по способностям, каждому – по труду», думается, никто оспаривать не будет. А теперь оглянитесь вокруг: честные, добросовестные, работящие прозябают, зато жируют хваткие, вёрткие, жадные. Почему сегодня хозяева жизни – не самые умные, мастеровитые, образованные, а самые хитрые, наглые, беспринципные? Только такие нынче уверенно движутся по ступеням власти и бизнеса. Всё их достоинство – умение обмануть, обжулить, обобрать сограждан! Так что Советская власть со всеми её недостатками, с пеной на поверхности и подонками в глубине, повторюсь, неизмеримо чище и справедливее.

Несколько лет назад ушёл из жизни известный астраханский прозаик Адихан Шадрин. В некрологе я назвал его настоящим советским писателем. Увы, главная областная газета (не советскому ли времени она обязана этому статусу?) выбросила своей волей из текста слово «советский». Даже здесь оно кого-то пугает! А ведь Шадрин был именно советским писателем! Всё его творчество – это борьба за коллективистское начало в душе человека, борьба со скверной эгоизма, корыстолюбия, предательства, цинизма, пошлости, равнодушия, борьба за добро и свет! Жить по совести и справедливости, по закону Прави – вот лейтмотив произведений Адихана Шадрина, как и многих других настоящих советских писателей.

Хотел было уже поставить точку, но попали на глаза стихи  кубанского поэта Николая Зиновьева:

«Стояла летняя жара.
И мама жарила котлеты.
И я вершил свои «дела» –
Пускал кораблик из газеты.
И песня русская лилась
Из репродуктора в прихожей.
Не знаю, чья была то власть,
Но жизнь на жизнь была похожа.
Я помню, как был дядька рад,
Когда жена родила двойню.
Сосед соседу был – как брат.
Тем и живу, что это помню».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic