Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Клиповое мышление

В последнее время стало почему-то важно критиковать то, что не соответствует методикам прошлого и делать вывод о катастрофическом направлении в нынешней системе воспитания, просвещения, мышления. Для того, чтобы еще больше дискредитировать новые направления применяются новые термины, которые по сути, ничего не определяют, но зато новизной самого слова создают эффект глубины анализа. Например, клиповое мышление.

Всю историю письменности человечество училось выхватывать из огромного объема информации необходимые на тот день определенные сведения. Любой студент и даже ученый не в состоянии прочесть все рекомендуемые книги. Они читают по диагонали, как говорится, выбирая лишь нужное. В фильме «Миллионер из трущоб» мальчик продемонстрировал образец клипового мышления, а в жизни его демонстрируют все любители кроссвордов. Ведь не скажем же мы всерьёз, что любитель кроссворда энциклопедист или эрудит или, наоборот, дегенерат.


Совершенно равным образом обстоят дела и с клиповым мышлением. Обилие информации, компьютеры, социальные сети лишают молодежь возможности вникать в тексты и информационные материалы. Они выхватывают важное для них и этого достаточно. Но так ли это страшно? Любой специальной информации бывало много и без компьютеров. Одних текстов по Священному писанию столько, что проходят годы в их изучении. Но всегда, во все времена, начиная с античности, была разработана методика преподавания, позволяющая детям систематизировать знания с целью получения обширной информационно-методологической картины мира. Важно не то, сколько знать, а как знать. Нельзя вместить все, что накопило человечество в программу обучения, но можно научить принципам познания, системному объяснению мира, способности мыслить, обобщая, анализируя и делая выводы.


Самое страшное, не клиповое мышление у ребят, а клиповое преподавание в школах. Гимназического образование может быть и не нужно всем, но системное, формирующее определенное мировоззрение и понимание картины мира нужно всем без исключения. Вот только мировоззрение у нас норовит стать чисто православным. А пока оно еще не стало таким, его пытаются уничтожить вообще. И самый лучший способ – это набор знаний ни о чем и не для чего.


Но нам не говорят о причинах, приводящих к изменению системы преподавания. Нас просто пугают: дети с клиповым мышлением не станут элитой; компьютер действует как наркотик, стирает определенные участки мозга. И что? Отобрать у всех интернет? Но когда были одни только книги, люди не были в массе своей ни умнее, ни глупее.


Один блогер с восторгом писал, как его пятилетняя дочь скачала игру с англоязычного сайта (можно подумать, что она в 5 лет читала все инструкции на русском языке). Другой профессор удивляется способности молодежи, не читая весь текст, осваивать работу компьютерных программ. Странно их удивление и восторг. Ведь компьютер основан на системе, на определенном алгоритме, который и позволяет усваивать без труда принципы работы всех программ. Скорее нужно говорить об упрощенности процессов мышления при работе на компьютере, а не о возросшей способности постигать сложное. Клиповое мышление как раз и есть результат программного подхода к информации: несколько ключевых пунктов по аналогии с уже известным. Идет не усложнение и не раздробленность информации, а ее упрощение и компоновка по ключевым точкам. Пятилетний ребенок, скачивающий с англоязычного сайта игру, отнюдь не феномен и не интеллектуал. Ребенок всегда систематизатор. Что ж удивительного в том, что компьютерная система постигается им легче и быстрее, чем взрослыми.


Тесты, от психологических до школьных, страшны не краткостью, не тем, что на них нельзя дать развернутый обоснованный ответ, а тем, что они обрабатываются компьютером и соответственно, в них заложена определенная система расположения правильных ответов. Я всегда удивлялась детям, которые учились в школе очень слабенько, но на тесты отвечали лучше отличников. Что это? Клиповое мышление? Миллионеры из трущоб? Это тот же феномен, что и игра с англоязычного сайта для пятилетнего ребенка. Это способность отвлечься от понятия «правильно»-«неправильно» и найти нужный алгоритм.

Взрослые всегда боятся ошибиться и по привычке стараются следовать правилу. Дети и молодежь не имеют такого страха. Дерзость и действие – их преимущество. Нет никакого клипового мышления. Есть только быстрое бесстрашное овладение программой, заложенной в компьютерной информации. А научить ребенка мыслить должна школа с ее образовательной методикой, позволяющей не выхватывать информацию кусками, а составлять определенную мировоззренческую картину мира.


Компьютер и его информативная база – это всегда наглядно-действенное мышление. Оно так же необходимо, как и прочие виды мышления. Но задача воспитания и обучения - формирование словесно-логического мышления. Вот оно-то при увлечении компьютером и не развивается сейчас у большинства молодежи. По сути, школа должна была бы остаться на уровне всех предшествующих веков: на словесном познании, т.е. преподавании предмета учителем и на чтении заданного материала. Но тут в свои права вступает капиталистическая экономика. Коль скоро удаленное обучение через интернет будет способствовать удешевлению обучения, то нужно внедрить его повсеместно. Так проще, так легче, так выгодней.


Но у компьютера действительно есть кое-что очень даже отрицательное, правда, это отрицательное проявляется только при неумении родителей понимать, как нужно воспитывать ребенка.
Компьютер опасен не тем, что в обилии информации можно не сосредотачивать внимание на деталях, не в возможности вместо живого разговора ограничиться быстрой диалоговой перепиской. Компьютер формирует иной подход к информации в принципе. Нужно искать не смысл прочитанного, а угадывать систему, в которую заключена информация. Человек учится систематизировать материал, располагать его в своем сознании так же, как это предложено компьютерной системой. А возможность вести диалог через расстояние, но в непрерывном времени, лишает человека эмоционального духовного развития. Диалог по телефону сохраняет эмоциональную нагрузку из-за человеческого голоса, компьютер же, оставляет только зрительный ряд фраз и делает чувства излишними.

Если хотите, то клиповое мышление – это мышление по алгоритму компьютера. Человек превращает себя в робота. И тем опасней преподавание в школе, чем дальше оно будет уходить по пути программирования и удаленности. Детям нужно общение, нужна живая речь, нужен эмоциональный фон, возможность коллективного общения. Можно смириться с новыми программами в школе, можно удивляться способности детей осваивать компьютер, даже чтение не так уж важно. Ведь всегда читало меньшинство детей и трудно было встретить класс, в котором все бы ученики от и до прочли программные произведения, не говоря уже о дополнительных. Но и родители, и воспитатели должны понимать, что упрощение всегда ведет к снижению уровня и знаний, и поведения.


В какой-то момент мне казалось, что причина нынешнего безответственного поведения молодых людей, их бесчувственность и в ряде случаев неспособность ощутить стыд за свои слова и поступки или любовь и благодарность, это результат свободы от этических норм и невоспитанность. Но приходится убеждаться, что причина все-таки не в свободе и безответственном эгоизме, а в несформированной эмоциональной сфере. Ребенок, имеющий общение с бесстрастным компьютером, не способным осознать действия чувств, сам становится подобен машине. Он даже не понимает, что может кого-то обидеть, причинить боль, так как не видит реакции живой личности на его поступки.


Часто бывает, что даже взрослый человек может написать покаянную SMS, но никогда не решится повторить эти слова даже по телефону, потому что живой голос – это эмоции, а написанный текст – это только текст. А дети постоянно общаются именно с текстом либо с картинкой. Им не у кого учиться эмоциям, у них нет возможности развивать чувства. Неразвитость чувств и отсутствие эмоций – это путь к деградации. То, что западная элита сохраняет для своих детей старую методику преподавания, свидетельствует о том, что на Западе прекрасно понимают насколько развитие умственных способностей связано с развитием эмоциональной сферы. Одно без другого существовать не может.
Со мной многие не согласятся, но эксперимент по подавлению чувств и нивелировке эмоций был поставлен задолго до компьютерного века. То, что древние религии пытались воспитать медитацией – бесстрастность, покой, отрешенность, это не высший путь познания, а превращение человека в вещь, в раба обстоятельств. Любая религия – это подавление эмоций, а без эмоций человек не способен на сострадание, сопереживание и в конечном итоге на стремление усовершенствовать природу и мир.
Компьютер создает ту же среду, что и медитация: отрешенное от мира, от человека, от эмоций состояние. Но в тоже время компьютер – это система, упраздняющая долгую бюрократическую процедуру, это источник информации, это поиск, ускоренный во много крат. И коль скоро религии не имели фатального эффекта в развитии общества и не смогли лишить человечество познания, то вряд ли нужно бояться компьютерных технологий.


Ольга Четверикова пугает Россию развалом школы и новыми методами обучения, губящими просвещение. Можно пугать сколько угодно. Причина не в плохих министрах и не в пятой колоне. Причина в том, что эра доступности полноценного школьного и высшее образование для всех окончилась. С появлением компьютера капитализм решил, что ему нет нужды искать таланты во всех слоях общества. Технологии достигли такого уровня, что человек становится при них не наставником и руководителем, а простым обслуживающим персоналом, хоть и умеющим писать программы, но не способный навсегда закрепить за собой эту прерогативу. А раз отпала необходимость в талантах, то нет необходимости давать всем равное высокого уровня образование.

Ребенок с клиповым мышлением имеет его не в силу увлечения компьютером, а в силу превращения образования из системы воспитания и формирования развитой, мыслящей личности в ограниченного интеллектуально потребителя, вся деятельность которого становится аналогией деятельности рабочего на конвейере. Только конвейер этот представлен теперь компьютерными программами, но в действии столь же упрощенными, как и действия рабочего на конвейере.

Детей призывают читать книги. Но что они видят вокруг себя? Концерты попсы, фестивали еды, фейерверка, красок, - сплошной развлекательный калейдоскоп. Хлеба и зрелищ. Больше ничего не нужно. Нет ни популяризации классической музыки, нет спектаклей, поставленных по классическим пьесам с полным соответствием тексту и времени этих пьес, а есть неуемное искажение всего и вся, от текста, от музыкальной фразы, до времени действия и смысла пьесы.

Не только школа, но весь образ современной жизни построен на упрощении, вседозволенности и неразвитости как интеллектуальной, так и нравственно-эмоциональной. Но говорят почему-то только о вреде компьютера, о клиповом мышлении, о действии компьютера на мозг подобно наркотику. Ведь совершенно очевидно, что никакого клипового мышления как такового в природе нет. Оно – результат намеренного ограничения в развития личности ребенка, начиная от детского сада и кончая вузом. Нет никакого эффекта наркомании от компьютера, а есть отсутствие смысла и интереса в жизни, заточенной только на заработок. Что это? Намеренное смещение акцентов с политики государства на технический прогресс, чтобы обезопасить власть? Или это прикрытие глобального плана по превращению большинства в необразованное стадо? А может быть это всего- навсего начало сворачивания свободного доступа к информации, в ликвидации обширных интернет ресурсов и их возможностей. Судя по происходящему, у нас не бывает случайных «открытий», внезапных «озарений», «независимых исследований». Раз появляются подобные статьи, значит они кому-то и для чего-то нужны.

А компьютер, совсем не плохая вещь!
Tags: клиповое мышление, компьютер
Subscribe

  • Вещи-убийцы

    Мы привыкли думать, что пренебрежение своим здоровьем ради красоты – тенденция XXI века. У женщин примерно до середины…

  • Как карта ляжет…

    Много раз говорено: не садитесь играть в азартные игры с шулерами. И все равно — соблазн велик. Страсть к игре у многих в…

  • Археологические загадки России

    Территория России хранит много тайн. Но особенно на загадки богата Сибирь – место, где смешивались народы, где возникали и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments