Россия подходит к социальному и идеологическому кризису
Недавно Европа-плюс жизнерадостно сообщила внимательным слушателям, что отсутствие отдыха в течение нескольких лет сокращает жизнь на десять лет. Ученые заявили, что отдых от работы должен быть не только ежегодным, но и не менее двух недель.
Вот только она не сообщила, что отказ от отпуска часто вызван тем, что выплаты на него меньше, чем зарплата, а вот компенсацию за неиспользованный отпуск хозяева платят с удовольствием. Поэтому для современного труженика зарплата дороже отдыха.
Конечно, и в Советском Союзе отпуска не сразу стали по 24 дня. Первоначально они зависели от стажа и возраста. Молодежь до 18 лет отдыхала 12 рабочих дней, потом — 18 рабочих дней, то есть 21, если учитывать выходные. И отправляли в отпуск в обязательном порядке, и отпускные никогда не были ниже заработной платы.
В последние годы существования страны Советов отпуска составляли от 24 до 48 дней. Преподаватели, врачи и некоторые льготные категории трудящихся отдыхали 48 дней.
Путевки в санатории были от 18 до 24 дней отдыха.
Вполне естественно, что начинания Советской власти в заботе о трудящихся настраивали население на дальнейшие улучшения.
Перестройка вдохновляла многих. Наивные трудящиеся полагали, что хозяин расставит все по своим местам. Ликвидирует номенклатуру и дефицит. Но они никак не ожидали, что начнут лишаться всех ьех благ, которые вроде бы стали уже неотъемлемой частью существования советского-российского народа.
Но вместе с капитализмом пришли не льготы и блага, а ограничения и лишения всех прав.
Теперь уже отпуск, как когда-то на заре 20 века, стал признаваться необходимостью. И две недели отдыха подряд превращаются в недосягаемый идеал.
Что же касается пенсионного возраста, то он вообще может исчезнуть из законодательство в связи с отсутствием пенсий.
Западные граждане, родившиеся и жившие при капитализме, воспринимают удлинение пенсионного возраста как благо, потому что смогут иметь работу и зарплату дольше, чем рассчитывали.
Но наши граждане с этим никак не могут примириться. Они-то жили в социальном государстве, которое критиковали, а оказалось, что новая, предложенная им система, далека даже от той, которую они потеряли в 1991 году. Народ стал хорошо понимать что он имел, и что у него отобрали.
Политолог:
Пенсионная реформа, невозможность докричаться до власти и анонсы роста тарифов на ЖКХ способствуют росту скепсиса граждан России по отношению к действующей власти, что может привести к социальному взрыву, комментируя результаты всероссийского опроса АКСИО-8 рассказал эксперт центра структурной политологии «Выбор» Лилия Будницкая корреспонденту ИА Красная Весна.
Летом 2019 года центром АКСИО был проведен масштабный всероссийский опрос, целью которого было выяснение отношения граждан страны к действующей власти после принятия пенсионной реформы. Согласно опубликованным данным опроса АКСИО-8, более половины граждан (52%) не считают Россию социальным государством, несмотря на то, что это прописано в Конституции.
Комментируя этот результат, Будницкая сказала, что «пенсионная реформа сама по себе, конечно, способствует нарастанию скепсиса в социуме насчет социальности государства, но не может дать таких высоких показателей. Хотя бы потому, что охватывает многочисленный, но все же сегмент общества». Однако, если бы другие сегменты общества думали на перспективу, то «они бы также настроились критично, ведь пенсионные новации коснутся и их».
По ее мнению, выявленный опросом тренд «гораздо глубже, мощнее и, я бы сказала, стратегичнее. Так сказывается разочарование социума государством как таковым. Это первый симптом надвигающегося кризиса концепции „сильного государства“». Люди готовы многое терпеть для достижения государственных целей, но «если цель не достигается или достигается частично, люди переключаются на личные проблемы, которые, понятное дело, нарастают. И как только человек ощущает серьезный дискомфорт от этих проблем, он неминуемо начинает вновь ставить свои личные интересы выше интересов государства», — сказала Будницкая.
В то же время люди в России желают компенсации за то, что они в течение большей части своей жизни ставили интересы государства выше личных. И не ощущая социальной поддержки со стороны государства, «люди быстро впадают в закономерный критицизм. То есть, сейчас ситуация нестабильна».
Следующее обстоятельство, которое негативно сказывается на власти, по мнению Будницкой, — это зарегулированность и забюрократизированность властной машины до такой степени, что людям «трудно или невозможно докричаться до власти».
Также она отметила, что, судя по последним «горячим линиям» президента РФ, российские граждане пытаются прорваться к нему как к последней инстанции по поводам, которые решаемы на уровне региональных властей. «Владимир Путин ясно давал понять, что поток жалоб и нареканий для него стал, мягко говоря, неожиданностью. Однако ничего не сделано для выстраивания системного диалога властей с обществом. В людях срабатывает инстинкт самосохранения: если власть капсулируется сама в себе, социум не может быть лояльно настроен к власти», — сказала эксперт.
Далее, росту скепсиса способствуют последние решения федеральных и региональный властей, а также анонсы роста тарифов на ЖКХ. Кроме того, граждане России «на себе ощущают последствия оптимизации системы здравоохранения и, опять же, слыша заявления чиновников, что „не везде всё хорошо“, понимают — системная забота государства об их здоровье (хотя бы и формальная) — в далеком прошлом», — считает политолог.
И все эти соображения и наблюдения рядовых россиян накладываются на коррупционную составляющую властной верхушки. «Россия подходит вплотную к социальному и идеологическому кризису. И если правительство продолжит ситуативно отыгрывать какие-то напряженности при отсутствии стратегических шагов или хотя бы проектов, этот кризис неминуем», — заключила эксперт центра структурной политологии «Выбор».
Напомним, 3 октября 2018 года президент России Владимир Путин подписал закон, повышающий пенсионный возраст мужчинам и женщинам на 5 лет. Еще до введения нового пенсионного закона движение «Суть времени» собрало более миллиона подписей под письмом протеста против повышения пенсионного возраста. Летом 2019 года активисты движения, совместно с центром АКСИО, провели масштабный всероссийский соцопрос на 85 тысяч человек, который выявил тенденцию отпадения народа от государства.