ansari75

Categories:

Неоконсерватизм в новом облике

Захар Прилепин назвал МХАТ имени Горького центром неоконсерватизма

После публикации материала «Газеты.Ru» об увольнениях во МХАТе им. Горького после смены руководства, о которых рассказали актеры, комментарий о ситуации в театре дал заместитель нового художественного руководителя, писатель Захар Прилепин. Он объяснил жесткие слова в адрес артистов со стороны Эдуарда Боякова, сменившего Татьяну Доронину на посту главы МХАТа, и рассказал о новых постановках и планах руководства на будущее.

— Запланированы постановки по Водолазкину, по Шаргунову, проводятся лекции Александра Дугина и Александра Проханова — не идет ли это вразрез с традициями русского психологического театра Дорониной?

— Я думаю, все названное так или иначе должно было произойти в МХАТ имени Горького еще при Дорониной, но, в силу ряда причин, случилось с запозданием. Возможно, ее помощникам не хватило смелости и гибкости обратить ее внимание на этих авторов. Замечательно, что она работала с Юрием Михайловичем Поляковым, но вовремя прочесть и поставить Водолазкина, пристально взглянуть на Алексея Варламова, на Сергея Шаргунова — рано или поздно это должно было случиться. Названные авторы не с Луны свалились. Эти люди — важнейшие представители современного российского литературного процесса и русской (не постесняюсь этого слова) консервативной литературной мысли.

___________________

P.S. Перемены, конечно, замечательные. Особенно, когда речь идет о неоконсерватизме под покровительством Дугина и Проханова.

Я не либерал, и уж тем более, российский либерал, родовую травму которому нанесло существование Советского Союза и советской идеологии. От нее он никак не может излечиться и потому хронический антисоветизм в нем живет даже тогда, когда и вроде бы думать об этом невозможно.

Так одна из мыслящих либералок обвинила российскую интеллигенцию в  презрении к народу и начала искать причины в движении декабристов, которые, по ее словам, хоть и боролись за освобождение крестьянства, но уже презирали его, как неспособного на собственные действия.

Но неоконсерватизм тоже не очень любит советское. Только немного с иных позиций. Он очень любит православие и вообще всякую религиозную мысль, как Дугин, а значит Советский Союз им враг, потому что прервал эпическое развитие этой мысли и трансформации православия в христианский социализм.

Когда-то СССР постоянно упрекали в том, что он весь пропитан идеологией. И эта идеология многим очень не нравилась, потому что ставила во главу угла поиск истины и создавала реалии жизни как в прозе, так и в музыке или живописи. И при этом не забывала давать образцы высоконравственных поступков, призывать к подвигу и тому, чему учил Христос: «кто положит душу свою за други своя, тот спасет ее», только немного иначе: общественное выше личного.

Глядя теперь назад, на советский период в живописи, литературе и кино, удивляешься тому, как наивны мы были, считая общечеловеческую нравственность и мораль — злостным идеологическим штампом.

Посмотрели бы наши родители на то, какую идеологию и с каким накатом нам проповедубт сейчас. 

Трудно сказать, кто прав в театре МХАТ им. Горького. Но то, что это будет театр неоконсервативный звучит очень интригующе, особенно в сочетании с тем, что Э.Бояков привел артистов из своего эксперементального театра «Практика»

 «Практика» — это экспериментальный театр, у актеров, которые там работают, совершенно другие методы, для них, например, употребление нецензурной лексики на сцене нормально, а во МХАТе это может быть достаточно резко,- говорит журналист

Отвечает Захар Прилепин:

 -Для актера нормально читать те тексты, работать с теми спектаклями, которые предлагает худрук. Возьмем обратную ситуацию: если актерам, переходящим из МХАТ в другой театр, предложат спектакль с нецензурной лексикой, они будут ее произносить. 

Иными словами, актер это безгласное существо, которое может быть изысканно культурным, а может быть нецензурно пошлым исключительно по воле режиссера или по необходимости зарабатывать деньги все равно как и чем. 

Кем были актеры в пьесах Чехова или Островского придется забыть, так как уже никто не мечтает быть светочем культуры и  нести в мир доброе, чистое светлое.

— В театре увеличилось число антрепризных постановок, был снят, например, спектакль «На дне» в постановке Беляковича, и вместо него была запланирована постановка «На дне» уже от Андрея Кончаловского. В связи с чем было принято такое решение?

— Если спектакль был снят, значит, он не устраивал нас с художественной точки зрения. Постановка Беляковича свое отработала, скажем так.

Но даже артисты и их судьбы в наше время не главное. Главное в наше время что? Деньги. Правильно. И за всеми интригами и распрями в новом МХАТе хорошо просматривается первопричина: выделили деньги, которые мы потратим на себя и своих актеров. Талант и незаменимость теперь в представлении большинства не существуют.

— На «Открытые сцены МХАТ», где проходят лекции Дугина и Проханова, было выделено 150 млн рублей. При этом по форме они выглядят достаточно скромно (в фойе театра очерчены зоны, повешены таблички и выставлены стулья, — прим. «Газета.Ru»), возникает ощущение контраста.

— Во-первых, 150 млн выделено театру, а не «Открытым сценам».

Это деньги на ремонт, приобретение оборудования и т.д. Во-вторых, это у вас возникает ощущение контраста. У наших оппонентов на постановки, акции и площадки выделяются куда больше денег, при этом отдача, в сравнении с тем продуктом, который создает МХАТ, неизмеримо слабее. Они тратят аналогичные суммы на одну, две, три постановки, а у нас — десятки мероприятий на несколько месяцев вперед расписаны.

Может быть, так оно и есть, но центральное здесь слово: «выделяют». Сколько заработал театр, и заработал ли он вообще что-то, вопрос к делу не относящийся. Нужно отрабатывать вложенное и театры их дружно отрабатывают, не заботясь ни о художественности, ни о мастерстве, ни о воспитании духовно-нравственного человека. 

Да и как жить в наше время без денег даже самым правым или самым левым, тем кто неоконсерватор или православный патриот, тем кто пишет книги или ездит в ДНР с поддержкой.

______________________

Для справки:

Известный российский писатель Захар Прилепин выпустил свою криптовалюту, с помощью которой можно будет расплатиться на его хуторе в Подмосковье, например, за ночевку, рыбалку, участие в творческих мероприятиях, а также генетические исследования и аренду избы-читальни, пишет деловой журнал «Инвест-Форсайт».

Сообщается, что курс криптовалюты Lapino будет приравнен к рублю.

Посредством криптовалюты Прилепин и его команда надеются монетизировать проект «Русский лес». Уже сейчас все желающие могут стать участниками полузакрытого клуба «Русский лес», приобретая токены — своеобразные подарочные сертификаты, по которым услуги творческого пространства продаются с 30-процентной скидкой.

Напомним, что, по словам писателя, идея создать творческое пространство в деревне Лапино Одинцовского района родилась у него несколько лет назад — после посещения Дрвенграда Эмира Кустурицы. Причем Прилепин подчеркнул, что далек от бизнеса и является культурным куратором проекта.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic