ansari75

Category:

Печальный водораздел.

Чувство справедливости у обезьян: история морали

Франц де Вааль — известный биолог и приматолог, построивший научную карьеру на изучении социального поведения приматов. Сегодня он расскажет вам о том, что будет, если обезьянам не заплатить за работу и продемонстрирует, что понятие справедливости у животных — это не миф, а самая настоящая правда.

Справедливость, мораль, социальное неравенство — говоря об этих понятиях, мы привыкли подразумевать исключительно людей и их общество. Однако исследования Франца показывают, что приматам (к примеру, капуцинам) эти качестве далеко не чужды. На примере простого эксперимента ученые доказали, что обезьяны способны без какой-либо предварительной подготовки или обучения испытывать самую настоящую обиду, если их ставят на неравные позиции:

Суть эксперимента проста: есть два дружных капуцина, которые сидят в соседних клетках. Им нужно выполнить очень простое задание — дать одному из исследователей камешек — за что ученый поощрит их кусочком огурца. Поначалу все идет как надо: голодные обезьяны с радостью меняют камни на огурец, и чувствуют себя превосходно. Однако стоило ученому вместо пресного огурца вручить одному из капуциной сладкую виноградину — и поведение его соседа изменилось: он принялся куда активнее выполнять свои обязанности, но когда винограда ему не досталось — пришел в ярость и принялся швыряться камнями в исследователя.

Де Вааль отмечает, что приматы очень остро переживают, когда видят явное неравенство в свое социальной группе. Некоторые, по его словам, отказывались от своей порции лакомства, если его сосед не получил его; другие старались обмануть ученых и своих сородичей. Теперь приматолог уверен, что скепсис многих ученых совершенно напрасен, и понятия морали и справедливости закладываются или генетически, или в раннем детском возрасте.

Василий Макаров.

Что же случилось с человеческим обществом, ставшим абсолютно далеким не только от животного мира, но и нарушившим законы справедливости, сострадания, родственной заботы и альтруизма, которые заложены в мир живых существ изначально?

Тот разум, который мы привыкли считать основой основ нашего развития и прогресса.

только разум мог подсказать человеку, что легче украсть еду и предметы труда у сородича, чем производить их самим. И при этом объяснить это воровство милостью богов, более сильных, чем боги соседей.

Именно разум подсказал человеку, что нет нужды делить все в племени на равные части и заботиться обо всех членах общества. И при этом ссылаться на свое божественное происхождение или волю богов, отметивших тебя и тех, кто будет тебя поддерживать.

Именно разум подсказал человеку, что право собственности на землю и плоды труда сородичей дадут одному человеку более высокий уровень жизни, привлекут к нему тех, кто готов служить своим оружием твоему процветанию. И при этом утверждать свое право собственности волей богов.

Именно разум разделил людей на классы и сословия, именно разум позволил одним господствовать над другими, присваивая себе плоды трудов чужих рук, устраивать войны, захватывая чужие богатства и превращать побежденных в рабов. И при этом опять-таки прикрывать все беззакония именем бога и призывать ритуально освящать несправедливость через особый сорт людей, именуемых жрецами.

Так ритуал, отмеченный уже у животных, заставил человека с помощью разума сделать его средством контроля над себе подобными, внушать им страх и требовать беспрекословного подчинения ритуалу, как знаку посланному богами.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic