ansari75

Categories:

Подготовка к будущему.

Только 5% жителей РФ готовы заменить обычное мясо на растительное

Лояльнее всех к продукту относится молодежь.Сервис доставки еды Delivery Club и компания ResearchMe провели исследование, в рамках которого выяснили, как россияне относятся к введению в рацион растительного мяса.

В опросе приняли участие более 2,7 тысячи интернет-пользователей России из всех федеральных округов. В соответствии с его результатами, на растительное мясо уже готовы перейти 5% россиян. Доля тех, кто положительно относится к этому продукту, выше среднего среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет (7%) и ниже — среди респондентов старше 45 лет (3%).

Женщины и мужчины относятся к растительному мясу одинаково. По результатам опроса, 45% респондентов сообщили, что регулярно придерживаются тех или иных ограничений в питании. Как правило, речь идет о «разгрузочных днях», отказе от еды в вечернее время и соблюдении различных диет.

В компаниях добавили: «Несмотря на небольшое количество вегетарианцев (1% от общего количества и 4% от респондентов 18-24 лет), аудитория потребителей растительного мяса может быть шире за счет тех, кто в принципе следит за своим питанием, или вводит ограничения в рацион, например, по религиозным соображениям».

Delivery Club считает, что 5% респондентов, которые готовы перейти на потребление растительного мяса — достаточно большой показатель, учитывая, что эта продукция в России широко не представлена. Представители компании уверены, что с распространением растительного мяса отношение жителей страны к нему изменится. Драйвером этих изменений, безусловно, останется молодое поколение.

В чем причины успеха Beyond Meat и других заменителей мяса

Beyond Meat (BYND) – одна из двух крупных компаний-производителей альтернативного органического мяса, которая привлекла к себе не только внимание общественности, но и инвесторов. На мировом рынке уже действует множество подобных производителей. В чем причины их успеха и интереса к ним инвесторов?

Андрей Зюзин, генеральный директор ЭФКО

В мае 2019 года компания провела первичное размещение акций на NASDAQ в объеме $241 млн. Стартовая цена размещения составила $25 за акцию, уже к концу дня цена выросла до $66, а затем закрепилась на уровне $170. В отдельные периоды она достигала $240 за акцию, а стоимость компании доходила до $10 млрд. По оценке Bloomberg, это IPO стало одним из самых успешных в США с момента кризиса 2008 года.

Одна из ключевых причин такого успеха в том, что инвесторы осознали: растительное мясо вышло из узкой ниши, сдавленной регулированием и изначальным позиционированием как продукта для вегетарианцев. Теперь это новая, отдельная категория, объединяющая не только вегетарианцев, флексетарианцев и других ценителей продукции неживотного происхождения, но и сознательных потребителей, озабоченных вопросами эффективного и устойчивого использования природных ресурсов.

В своем интервью основатель компании Beyond Meat Итан Браун сказал, что по их статистике, 93% покупателей продукции компании также употребляют мясные продукты. То есть налицо изменение модели потребления, распространение нового тренда.  По сути, на наших глазах разворачивается традиционное для венчурного рынка сражение: атака небольших технологических компаний на один из наиболее «сочных» по размеру рынков. Глобальный рынок мяса оценивается в $1,5-1,7 трлн, и он созрел для внедрения прорывных технологий. При этом, помимо зарабатывания денег венчурные инвесторы решают насущные проблемы общества, инвестируя в социально значимую технологию.

Факторы роста

Какие же факторы льют воду на колесо, раскручивающее мельницу заменителей мяса? С одной стороны, есть несколько внешних факторов, которые с каждым годом всё активнее стимулируют рынок к поиску неживотных альтернатив мясу:

  • сокращение ресурсов: по данным ООН, площадь пастбищ в мире снижается с 2000 года, в том числе из-за растущей урбанизации на фоне роста мирового населения;

  • качество мяса: у потребителей вызывает всё большее беспокойство содержание, например, антибиотиков в мясе животных - качество кормов для животных начинает беспокоить потребителей так же, как продукты питания, которые они покупают для себя;

  • тренд на развитие этичного и гуманного отношения к животным;

  • ситуация с изменением климата: по данным ООН, на животноводство приходится порядка 15% от общей эмиссии СО2.

С другой стороны, в мире накопился достаточный технологический потенциал, который позволяет сделать продукты из неживотного мяса массовыми и доступными. Агентство CB Insights ввело в оборот новый термин «meatless industry» – индустрия альтернативного мяса, которая подразумевает деление на два больших сегмента.

Растительное мясо

Первый – это растительное мясо,  сделанное полностью из растительных ингредиентов, но по вкусу, текстуре и запаху, трудно отличимое от традиционного мяса. В этом сегменте на рынке доминируют две компании из США – Beyond Meat и Impossible Foods. Обе компании активно проникают на рынок: выручка Beyond Meat в 2018 году составила $88 млн, а бургеры с таким мясом в сетях фастфуда уже стоят всего на $1 дороже традиционных.

Розничная цена такого мяса составляет $26 за килограмм при средней стоимости говядины в США на уровне $8 за килограмм. Такая разница даёт ответ на вопрос, почему Beyond Meat стоит так дорого при столь низком значении абсолютной прибыли – компания инвестирует значительные средства в масштабирование и развитие бизнеса. Компания Impossible Foods тоже не отстает и привлекла от инвесторов более 300 млн USD на развитие бизнеса при оценке в $2 млрд.

Обе компании заключили соглашения на продажу их продукции в популярных сетях: Beyond Meat с Del Taco (580 точек в США) и Impossible Foods с Burger King (730 точек в США). Интересно отметить, что компания McDonalds в 2019 году запустила продажу веганских бургеров в своих закусочных в Швеции и Финляндии и после этого приняла решение о включении McVegаn в меню в других странах (до России оно пока, похоже, не добралось).

Мировые лидеры пищевой индустрии, компании Nestle и Unilever также не остались в стороне: Nestle запустила продажу растительного Incredible Burger, а Unilever еще в прошлом году купила компанию Vegetarian Butcher, которая производит широкий спектр растительных заменителей мяса.

Относительно незамеченной проходит эта «растительная революция» и в категориях, предлагающих потребителям другие продукты – заменители животных белков, где ряд стартапов активно предлагает, например, заменители рыбы (Good Catch, Ocean Hugger) и креветок (New Wave Foods).

Клеточное мясо

Второй большой сегмент – это клеточное мясо, продукт, созданный из клеток животных, полученных в лабораторных условиях. Наиболее известные компании в этой области — это компания Mosa Meat, основанная изобретателем идеи клеточной технологии для замены мясных продуктов профессором Марком Постом, и компания Aleph Farms, которая первой представила миру готовый к употреблению стейк, выращенный «в пробирке».

Сегодня этот сегмент находится на этапе создания прототипов и интенсивного поиска путей снижения себестоимости производства. В 2013 году в лаборатории Массачусетского технологического института Марк Пост впервые в мире вырастил альтернативное клеточное мясо с целью последующего использования в пищу – для приготовления бургера. Порция мяса состояла из 20 тысяч волокон, а себестоимость ее создания составила $325 тыс.

Уже спустя 2 года, в 2015 году, компании Mosa Meat удалось снизить себестоимость бургера из клеточного мяса до $11. На сегодня себестоимость клеточного мяса составляет $80 за килограмм, что в 10 раз превышает стоимость говядины в США. В этом сегменте тоже есть ряд компаний, которые заняты формированием новых продуктов помимо мяса, например – тунца (компания BlueNalu).

По предварительным оценкам, с точки зрения себестоимости, не имеет значения, какие клетки воспроизводить: говядину или тунца, в то же самое время, с точки зрения рынка, фокус на более премиальных сортах мяса или рыбы позволяет компенсировать высокую себестоимость технологии. В этой бочке мёда всё-таки есть и ложка дегтя: компания Mosa Meat хоть и планирует выйти на массовый рынок с первыми продуктами из клеточного мяса в 2021 году, но по ее же оценкам, от действительно массового проникновения на рынок технологию отделяют несколько десятков лет.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic