Динамика роста религиозных организаций в России в 2019 году

Официальная статистика позволяет проследить следующие тенденции развития / упадка религиозной жизни в стране.
1. Общая динамика. С января по октябрь 2019 года российский Минюст зарегистрировал 483 новые религиозные организации, а запретил только одну. В целом религиозная жизнь развивается, государство по большому счету не препятствует образованию новых религиозных организаций. Ликвидируют ранее обозначенные цели («СИ», радикальные исламисты, несколько неоязыческих групп), есть вероятность, что в будущем под запрет попадут сайентологи.
2. Христианские организации
РПЦ – 253 новых РО в 2019 году, лидер по динамике роста среди всех религий в России. Есть, правда, один странный момент. Ранее патр. Кирилл сказал (https://ria.ru/20190526/1554925784.html), что в РПЦ строится три храма в день. Чаще всего для начала строительства храма необходимо пройти процедуру создания местной рел.организации. Статистика Минюста говорит, что в день регистрируется по одной православной РО. При этом к православным РО относятся не только храмы, но и иные юрлица (братства, церковные бюрократические структуры и проч.). Неужели один храм в день строится в России и два храма РПЦ зарубежом? Может быть, эту ситуацию поможет прояснить @kartezianec ?
Протестанты - 42 объединения (преимущественно, баптисты, пятидесятники и адвентисты). Хотя и не дикий, как в 90-е, но стабильный рост.
Старообрядцы (всех юрисдикций) – 8. Подробно о ситуации в современном российском старообрядчестве – здесь (https://t.me/religiontoday/333) и здесь (https://t.me/religiontoday/299).
«Альтернативные» православные – 3.
Армянская Апостольская церковь – 3.
Католики – лишь 1 новая РО. Вероятно, российская католическая община достигла «потолка».
2. Исламские организации
152 новые мусульманских РО. Существенный рост, но есть две проблемы. Во-первых, российское исламское сообщество все еще очень разобщено, единого центра не существует, авторитетные организации и религиозные лидеры ведут подковерную борьбу за паству и влияние. Во-вторых, в городах ощущается нехватка мечетей, и чем больше города – тем это ощущение острее.
3. Буддисты – 12. Ряды пополняют не только жители Бурятии, но и ищущие просветления менеджеры и читающие Пелевина программисты.
4. Иудеи – 4 новых РО. Уровень антисемитизма в стране падает (и это хорошо), иудеи более не уезжают в Израиль, остаются в России и открывают синагоги.
5. Неоязычники – 4. Все организации зарегестрированы на севере РФ: три в Тыве, одна в Якутии – традиционных регионах распространения шаманизма. Новые организации, это, конечно, не традиционный шаманизм, описанный этнографами, а явление, связанное с ростом национального движения среди малых народов России.
_________________________
P.S. Зарегистрировать общину — не значит построить храм. В общем и целом эти две вещи не совсем связаны. Все равно, что получить подряд на строительство. А сами знаете, недостроя у нас не меньше, чем достроя.
По пословице: обещать жениться еще не значит жениться.
Теперь о проблеме веры. Здесь всегда в наличие соотношение выгоды и честности.
Если б католики получали субсидии от государства, думаю, у них бы тоже был значительный рост общин. А там может быть и народ в католические храмы подтянулся. Особенно, если б их допустили в школы, университеты и детские сады.
Если быть пристрастным и внимательным, то огорчаться стоит не росту православных приходов или мусульманских. Они имеют связи с властью центральной или региональной.
А вот появление новых общин протестантов, неоязычников и даже буддистов, хотя не исключена поддержка оказываемая им региональной властью. Печально, нофакт, народ уходит от рационализма и здравомыслия.
Пока же можно убедиться лишь в одной истине: чья власть, того и вера. Но вера власти еще не является синонимом народа и его веры или ее отсутствия.