Categories:

Падающие башни России

Самая известная в мире падающая башня находится в итальянском городе Пиза. Однако она далеко не единственная в своем роде — в России можно найти не менее колоритные наклонные конструкции. Какую колокольню раскачал озорной бесенок, как можно построить башню за семь дней и что значит построить здание «два в одном» 

Колокольня церкви Всех Святых на Кулишках

«Кулишками», или «кулижками», в Москве называли одну из частей Белого города. Некоторые исследователи связывают это название с Куликовым полем: по преданию, церковь Всех Святых приказал заложить Дмитрий Донской в честь победы над войсками хана Золотой Орды Мамая в 1380 году. Другие считают, что «кулишки» произошли от слова «кулига» — так называли расчищенную от леса под пашню или покос местность. Третья версия предполагает, что кулижки — это влажные, заболоченные места.

Васильевский луг, на котором построили церковь, как раз был таким местом: он часто затапливался из-за подъема грунтовых вод. Поэтому за многовековую историю фундамент церкви ушел в землю почти на три с половиной метра, а сама башня на Славянской площади отклонилась на один градус вдоль дороги.

Однако существует и мистическая версия причины наклона колокольни. «Кулишки» в древности располагались на краю Москвы, поэтому со временем фраза «на кулишках» стала означать очень далекое место, почти «на краю света». Неподалеку от храма располагалась богадельня Иоанно-Предтеченского монастыря.

В 1666 году по легенде там завелась нечистая сила — душа проклятого своей матерью и отправленного «к черту» княжеского сына Игнатия. Бес «Игнашка», как прозвали его в народе, строил козни и буянил в близлежащих церквях, где выпадали из иконостасов иконы, слышался громкий стук, резко затухали свечи. Для того чтобы изгнать нечисть, призвали иеромонаха Иллариона из Флорищевой пустыни. Он семь недель провел в храме в молитвах, и Игнашка исчез, однако напоследок успел нашкодить: забрался на колокольню Всехсвятской церкви, и она накренилась в сторону Кремля.

Невьянская башня

Сегодня в Наклонной башне города Невьянска Свердловской области находится филиал Невьянского историко-архитектурного музея, а раньше в ней располагались заводской архив, лаборатория и рабочий кабинет промышленника Акинфия Демидова. В 1720-е годы предприниматель из известной династии построил в этих местах каменный дом для своей семьи, а рядом с деревянной Преображенской церковью — башню-колокольню с девятью мини-этажами.

Народная легенда гласит, что в подвальной части башни Демидов «химичил»: чеканил фальшивые деньги, переплавлял в монеты драгоценные металлы, которые добывались на его алтайских рудниках. А когда узнал, что в его владения приедет ревизор, приказал затопить лабораторию с подземными ходами, ведущими к дому. В итоге фундамент колокольни размыло, а башня приобрела необычный наклон.

На самом же деле 57,5-метровую башню изначально построили под наклоном. Колокольню возводили недалеко от реки Нейва, и на одном из этапов грунт просел. Поэтому архитектор наказал расположить убывающие по размерам восьмигранные ярусы на квадратном основании без отклонения от вертикальной оси. Из-за этого у башни образовался саблевидный изгиб. Ширина стен у основания составляла почти два метра, а наверху — чуть больше 30 см. В результате башня наклонилась на 1,85 метра.

Башня Сююмбике

Краснокирпичная башня на территории Казанского кремля сейчас считается минаретом, а когда-то она служила дозорной башней, с которой хорошо просматривалась панорама города и Волги. Ее и называли очень формально — «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем». Только в 1830-х годах в печати появилось другое название конструкции — «башня Сююмбике». Тогда же стали активно обсуждать историю ее происхождения.

Когда возвели башню, доподлинно неизвестно. Легенды гласят, что построила башню в XVI веке царица Казанского ханства Сююк, которую народ ласково прозвал «Сююмбике» — «любимая госпожа». Она посвятила строение погибшему мужу Сафа-Гирею. По другой версии, возвели башню в 1552 году после взятия Казани Иваном Грозным. Царь, покоренный красотой Сююмбике, захотел взять ее в жены. Чтобы потянуть время, она поставила условие — построить до свадьбы новую башню. Семиярусное строение возвели очень быстро — за семь дней. А в ночь перед свадьбой царица бросилась с вершины нового сооружения.

Археологические данные показывают, что построили башню, скорее всего, в середине XVII века. В ее архитектуре прослеживаются черты русской и татарской традиций: строгие формы, как у башен Московского Кремля, и галереи-гульбища сочетаются с минаретообразным завершением и ступенчатым силуэтом. 58-метровая конструкция имела в основании дубовые сваи, которые забили не слишком глубоко, и со временем они опустились более чем на два метра в землю. От этого дозорная башня отклонилась от вертикали на 1,98 метра в северо-восточную сторону.

Соликамская колокольня

Колокольня в городе Соликамске Пермского края не имеет архитектурных аналогов в России. И дело не только в том, что она отклоняется от оси почти на два метра. 60-метровая колокольня состоит из двух четко различимых частей — массивного куба и высокой восьмигранной башни.

Осенью 1713 года, когда началось строительство звонницы Троицкого и Крестовоздвиженского собора, возникла потребность и в здании городового магистрата. Средств было не так много, поэтому неизвестный архитектор объединил два проекта в один.

Архитектурное решение позволило справиться с проблемой неустойчивого грунта в долине реки Усолки: толстые стены и разноэтажность нижней части обеспечивали равновесие верхней. Однако во время строительства часто бушевала непогода, а весной под действием грунтовых вод колокольня накренилась — и ее достраивали уже в таком виде. В ярко раскрашенной и декорированной шатровой звоннице располагалось до 12 колоколов, а в строгой нижней части — сначала кладовые соликамских купцов, потом арестные камеры, суд и даже воеводская канцелярия, в которой отмечались по пути ссыльные в Сибирь. Сегодня в этом здании находится Соликамский краеведческий музей.

Колокольня храма Иоанна Предтечи

Иоанно-Предтеченский храм в Ярославле изображен на 1000-рублевой купюре. Его возвели на рубеже XVII–XVIII веков: сначала появилась 44-метровая церковь Иоанна Предтечи (1671–1687), а затем Святые ворота и 45-метровая колокольня. Долгое время эти сооружения были самыми высокими в Ярославле. Огромный 15-главый храм отличается от многих российских церквей пышным декором из поливных изразцов в восточном стиле, а в 1694–1695 годах ярославские мастера под руководством Дмитрия Григорьева и Федора Игнатьева создали свыше 1,5 тысячи стенописных сюжетов для его интерьера.

Колокольня, как и храм, была возведена в шесть ярусов и богато декорирована в стиле «московского барокко». Для масштабного строительства использовались фигурные кирпичи, которые производили на специально оборудованных неподалеку двух кирпичных заводах. Однако на будущее местных «высоток» повлияло их расположение: на правом берегу реки Которосль в Толчковой слободе.

Из-за особенностей почвы уже в конце 1890-х годов в храме пришлось провести реставрационные работы по замене фундамента и устранению трещин. А в 1950-е годы под угрозой разрушения оказалась и колокольня: прогрессирующий наклон достиг одного метра, но специалистам удалось ее реабилитировать.

Пречистенская надвратная колокольня

Расположенная на территории Астраханского кремля надвратная колокольня на Пречистенских воротах за свою историю трижды перестраивалась и трижды превращалась в местную Пизанскую башню. Первый раз соборную колокольню-башню возвели в 1710 году по проекту зодчего Дорофея Мякишева на месте надвратной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери. Она располагалась над главными проездными воротами, которые связывали Астраханский кремль и Белый город, и была видна почти с любой точки города. Но массивная конструкция сразу дала осадку, образовались трещины на стенах — в 1765 году колокольню разобрали.

В 1809 году над Пречистенскими воротами вновь стали строить башню-колокольню на средства купца Ивана Варвация и по проекту петербургского архитектора швейцарского происхождения Луиджи Руска. Однако Варвациевская колокольня также не простояла долго: жители заметили, что она начала крениться, и в 1899 году по указу губернатора Михаила Газенкампфа колокольню разобрали.

В третий раз башню строили в 1903–1910 годах по проекту архитектора Астраханской епархии Сергея Карягина. 80-метровую четырехъярусную конструкцию в древнерусском стиле украшали электрические часы, которые играли «Славься» Михаила Глинки.

Однако уже на этапе строительства в «Астраханском вестнике» замечали: «Каменная кладка соборной колокольни окончена на днях. <…> Вышина колокольни 37 саж, т. е. едва не с колокольню Ивана Великого. Колокольня дала столь большую осадку, что на левом крыле получился большой излом. Колокольня вышла с изъяном». В 1970–80-е годы на близлежащей территории провели геологическую экспертизу, которая показала, что на высоте в 76 метров башня имела наклон в 37 сантиметров. Грунт под колокольней укрепили, усовершенствовали фундамент, и «падение» наконец остановилось.

Колокольня церкви Бориса и Глеба в Кидекше

Кидекша — село во Владимирской области — находится в четырех километрах к востоку от Суздаля. Здесь до нашей эры располагались стоянки древних людей, а в начале первого тысячелетия жили финно-угорские племена. При Юрии Долгоруком Кидекша была укрепленным поселением на восточных рубежах Владимиро-Суздальского княжества. В 1152 году князь заложил главный собор городка на берегу Каменки, правого притока реки Нерли. Церковь посвятили первым русским святым — Борису и Глебу, так как, по легенде, в этих местах сыновья князя Владимира останавливались по пути в Киев. Это церковь стала первой белокаменной постройкой Северо-Восточной Руси и усыпальницей князей Долгоруких.

После разорения города татаро-монголами Кидекша потеряла свою значимость и пришла в запустение. Тем не менее в XVII столетии церковь Бориса и Глеба начали реставрировать. Рядом с ней соорудили Святые ворота, а в 1780 году к ней пристроили зимний храм — церковь Святого Стефана — и шатровую восьмигранную колокольню с проездной аркой. Конструкция отличалась от традиционных «колоколен-дудочек» Суздаля: шатер получился не вогнутым, а прямым, с широкой кровлей над карнизом, так называемой «полицей». Внутри башни установили колокол, подаренный Иваном Грозным. По преданию, когда царь шел с войском на Казань в 1552 году, он снял для нужд войны свинцовую кровлю с местного монастыря, за что позднее отблагодарил город 30-пудовым колоколом.

При строительстве башни архитекторы ошиблись в расчетах, а по другой версии, не учли, что на этом месте раньше находился подземный княжеский ход от дворца к реке. Колокольня стала крениться, проседая в землю одной стороной. Сегодня ее наклон достигает почти шести градусов, опережая по своим параметрам Пизанскую башню.

Автор: Татьяна Григорьева

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic