ansari75

Categories:

Комментарий церковного эксперта

Толпа мужиков в халатах, зачастую не имеющих даже среднего образования, демонстрирует полную неспособность к управлению. 

Меня периодически спрашивают, почему я так редко пишу (журналистские тексты в смысле, а не постики). Да чего уж там, я и сама себя об этом спрашиваю время от времени. У меня специфическая экспертная область, которую условно можно назвать "православие в России". Двадцать лет (да, с 99-го года) я работала переводчиком - объясняла "что имеется в виду", "кто кого не понял" и "как обстоят дела на самом деле" и "что будет, если проверить", перекладывала сложное содержание на медийный язык, вникала в интриги.

Я действительно знаю много и теперь уже получается, что одна только длительность периода наблюдений уже позволяет схватывать контекст с одного беглого взгляда. Но последнее время писать не о чем. Неинтересно, скучно и, просто поверьте мне, совершенно не значимо. Это такое, как говорили в советской печати, "мелкотемье", что можно только бубнить анекдот про мышей.

Вчера вот было очередное заседание Синода. Пишут, звонят - "он больной? он что, совсем идиот? там все рехнулись?". Дада, отвечаю я. Так и есть. Но это не новости. А все эти кадровые пятнашки вообще никому не интересны, кроме части клириков. Да, безумие, но в прямом смысле слова - "без ума", ничего инфернального и красивого, что могло бы стать сюжетом, в этом нет. Просто толпа мужиков в халатах, зачастую не имеющих даже нормального среднего образования, демонстрирует полную неспособность к управлению.

И всё на глазах оползает на головы самых незащищённых - обычных священников. Любому человеку с мало-мальским менеджерским опытом это очевидно. Ну можно позлорадствовать, поязвить, но это тоже как-то... чего их тыкать палочкой, какой в этом смысл?

Что касается якобы серьёзного влияния на общество и власть, то отношения с властью сводятся, как правило, к звонкам силовикам среднего звена с жалобами на чиновников, которые не докладывают кошке мяса - этим уже мало кого проймёшь, вызывает раздражение даже у лояльных бюрократов. В этом нет никакой системы и продуманной политики - просто хапнуть побольше, нам же все должны. А с обществом интересные сюжеты кроются в маргинально-неформальных слоях, типа омбудсматушки, царебожников и прочей красоты. Здесь да, можно покопать, но тоже скучновато.

С другой стороны, я недавно в странной компании заехала на 15 минут в один из старинных подмосковных монастырей (блиц-экскурсия перед шашлыком). Женщины (тип "офисный работник средних лет") сразу откуда-то вытащили платочки, повязали, как хиджабы, пошли ставить пучками свечки и встали в очередь к чудотворной иконе. Мужики, часть из которых иностранцы, начали рассуждать о том, что это всё фейки для выкачивания из идиотов бабла, и вот "если б я решил выбрать религию, выбрал бы, где можно больше заработать", "попы любят власть", "каждая религия ненавидит все остальные" и прочее гыгы. И на меня вдруг напала такая ярость. И к тем, и к другим. Прям искры из глаз.

А потом я села на лавочку, посмотрела на ажурные каменные наличники церкви какого-то там века, на сколы кирпичиков, лютики какие-то на их фоне и внятно подумала "Когда-нибудь я вернусь домой".

____________________

P.S. Хочется спросить: а разве дороги на  возврат домой искали наша советская интеллигенсция, диссиденствующие попы и просто диссиденты на содержании?

Ах, как млели профессорские души перед этими ажурными наличниками, как умилялись сердца при взгляде на сколы кирпичиков и лютики на их фоне.

Казалось церковь- это старинные храмы, умилительные молитвы и прекрасные песнопения.

Да много чего идиллического мерещилось сытой и пользующейся престижем и уважением советской интеллигенции. 

Вот только реальности,о которой сама писала в учебниках, она не хотела верить. Писала, потому что так требовала идеология, а тот факт, что эта идеология была единственно верной и нужной для будущего человечества, верить не хотелось. Ведь если верить, то нужно и трудиться ради этой веры и будущего.

А зачем трудиться, если так приятно умиляться и мечтать.

Ах, хозяин в доме, ах храмы и Бог как самый важный элемент нравственности и любви друг к другу.

А то, что любой хозяин, и любой Бог — это не просто мечты, а это иная система ценностей, иная реальность и как бы ни звучало это прозаически — иная экономика.

Не нужно обвинять управленцев из РПЦ МП, как ненужно упрекать либералов и чиновников в нищете народа и богатстве властьимущих.

Раз однажды в чьи-то благостные мечты закралась идея, что капитализм прогрессивнее и деятельнее, чем социализм, то и получили мы то, что должны были получить.

А нестроения и то, что «толпа мужиков в халатах, зачастую не имеющих даже нормального среднего образования, демонстрирует полную неспособность к управлению» всего лишь издержки слияния Российского общества с европейским, встраивания России в капитализм западного образца как экономически, так и духовно-нравственно.

Разница лишь в том, что Европа за века своего капитализма попритерлась, поутреслась, поприприятала негатив в сторонку, изображая из себя благонравие и заботу о народу, а в нашем обществе еще царит хаос первоначального накопления. Кроме того, наш народ еще не привык быть вьючной скотинкой, еще не освоил пословицу: вся сверчок знай свой шесток, вот и не может он примириться с тем, что дорога к храму вдруг оказалась не лужайкой с цветами и пчелками -медоносицами, а дорогой через помойки и шатры мытарей в рясах и без ряс.

Трудно, ох как трудно многим видеть то, что умиление перед золотыми главами и колокольным звоном мечты оказалось всего лишь сном.

Но признать, что с религией всегда происходит так, как происходит у нас, только времена разные, они никак не могут.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic