Где прячутся Ильф и Петров в "Мастере и Маргарите"?
Исследователи А. Абрашкин и Г. Макарова справедливо недоумевают:
«В «Мастере и Маргарите» упоминается множество персонажей, причастных к литературному процессу. Но если литературоведы активно обсуждают прототипы Мастера, Ивана Бездомного и критиков, громивших роман, то про их коллег по писательскому «цеху», как правило, речь не заводят. Согласимся, что это довольно-таки странно».
Ну, не так уж и странно: в описании «братьев во литературе» Булгаков ограничился минимум информации. Искать прототип, не имея в активе ничего, кроме фамилии, затруднительно и рискованно.
Но упомянутые авторы не побоялись, и их смелые предположения, думаю, вполне достойны читательского внимания.
С Ильфом и Петровым Булгаков водил близкое знакомство. Они присутствовали на чтении текста «Мастера и Маргариты» в узком кругу друзей. И даже посоветовали автору переделать роман в «юмористический детектив», чем несказанно его разочаровали.
Если за масками грибоедовских обитателей скрываются известные советские писатели, то логично предположить, что Ильф и Петров должны быть среди них.
А. Абрашкин рекомендует нам обратить внимание на поэта Двубратского, обутого в «желтые туфли на резиновом ходу».
Что не может не напомнить о сыне турецкоподданного в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинового цвета.
Кстати, после того, как Остап пнул дверь, за которой скрывалась «конкурирующая организация» в лице отца Федора, они развалились окончательно, и тогда молодой человек приобрел «новые малиновые башмаки, к каблукам которых были привинчены круглые резиновые набойки»
Как видим, поэт Двубратский имеет те же пристрастия в обуви, что и гражданин О. Бндер.
Ну и фамилия «Двубратский» тоже вызывает ассоциации. Братьями по крови Ильф и Петров не были, но в знаменитом предисловии к «Золотому теленку» сравнили себя с братьями Гонкурами.
«Как мы пишем вдвоем? Да так и пишем вдвоем. Как братья Гонкуры. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтобы не украли знакомые».
Кто именно из литературного дуэта представлен в романе, вопрос открытый. Ильф увлекался сочинением стихов в юности, так что возможно именно он скрывается за образом поэта Двубратского в желтых ботинках.
Замечу, что Булгаков очень бережно относится к цветовой символике. Если у него обозначен цвет, то это почти всегда не просто так. Поэтому версия вполне жизнеспособная.
Подробнее в книге А. Абрашкина и Г. Макаровой "Булгаков и дьявол".
_______________________
Выскажу свое мнение. То, что предлагают исследователи А Абрашкин и Г. Макаров вполне может быть не предположением, а истиной.
Как бы кто ни восхищался М.Булгаковым, особое расположение к нему нашей дисидентской интелигенции с фигой в кармане объясняется тем, что она постоянно неверно толкует булгаковский антисоветизм.
Булгаков считал себя высшей аристократией духа, а тот творческий литературный мир, который он созерцал в молодом советском государстве, вызывал у него не только отторжение, но полное неприятие.
Вспомните его роман «Записки покойника или Театральный роман». В нем-то он как нельзя более саркостически описал этот литературный мир, еще более нелицеприятно, чем в «Мастере и Маргарите»
С Ильфом и Петровым он работал в газете «Гудок». Именно она и описана в романе весьма ядовито.
«Дело в том, что, служа в скромной должности читальщика в "Пароходстве", я эту свою должность ненавидел и по ночам, иногда до утренней зари, писал у себя в мансарде роман.Если бы меня спросили - что вы помните о времени работы в "Пароходстве"? - я с чистою совестью ответил бы - ничего. Калоши грязные у вешалки, чья-то мокрая шапка с длиннейшими ушами на вешалке - и это все.»
Если бывший друг и соратник по литературным трудам, живший и друживший с Булгаковым еще на Кавказе, писатель Слезкин был описан в том же «Театральном романе» как заурядный писатель- неудачник Ликоспастов, страдающий черной завистью к своему бывшему другу , то изобразить Ильфа в образе поэта Двубратского было своего рода реверансом в сторону писателя и поэта Ильфа.
А ведь Слезкин в свое время написал роман Столовая гора«, в котором Булгаков выведен в образе главного героя вполне благородно и честно, без зависти и злобы.Отчего этот ныне забытый писатель стал у Булгакова Ликоспастовым в «Театральном романе» остается тайной их взаимоотношений, о которой никто из них не писал и не говорил.
Уж такой был Булгаков, интеллигент старой закалки, аристократ духа и утонченный эстет.