ansari75

Categories:

«ПОлки добра» побеждают зло

Недавно умер Мамуд Шавершян — человек, который десять лет бесплатно раздавал хлеб в своих магазинах в Москве и Струнино. Раздавал пенсионерам, инвалидам, многодетным. Каждый день — «Газель» хлеба на раздачу. У этого человека с русской душой и нерусским именем отчество было Максимович — в честь фронтового друга его деда.

И вот что интересно: несколько раз возле магазина скандалили. Говорили, что, дескать, хлеб присылают власти, а хозяин магазина половину прикарманивает. Мамуд не обижался, делал, что должно.

На самом деле этот случай в России не единичный. В Екатеринбурге владелец небольшой сети магазинов Артак Акопян выставил в зале тележку с хлебом — чтобы брали. Сначала благодарили, а потом начали обижаться, мол, почему хлеба не хватает на всех? Начали ругаться. Требовать. Человек прекратил раздачу хлеба. Но через два года возобновил. Почему? Вопреки всему.

В Калуге предпринимательница Яна Гурова долго раздавала хлеб — но в итоге не выдержала. Все то же самое: скандалы, оскорбления в адрес продавцов, даже звонки в городское управление: дескать, пенсионерам выделяют хлеб, а Яна его ворует. В итоге она свернула эту инициативу.

Это, кстати, не единичные случаи — их выделяют в акцию «Полка добра». В Якутске Ольга Николаева, владелица магазина с такой полкой, тоже столкнулась с неодобрением, с требованиями выдать еду в приказном порядке. «Думаю, что добрых и совестливых людей больше», — говорила она поначалу, рассчитывая, что бесплатные крупы и консервы будут брать только пенсионеры. Оказалось, что раздача добра привлекает и более обеспеченных людей. Впрочем, Ольга пока держится.

И магазин «Аленушка» в Уфе держится, там батон хлеба выдают любому пенсионеру по пенсионному удостоверению.

Что же с нами такое? Почему мы, с одной стороны, бесплатно делимся едой, готовы отдать немалые суммы, чтобы накормить голодных, почему в нас, с одной стороны, столько света, а с другой — столько злобы и зависти? Мы противоречивы. Мы слишком противоречивы, чтобы нас можно было уместить в двухмерную картинку — хоть цветастый лубок, хоть мрачную гравюру. Русская душа — она десятимерна, никуда не лезет, не объясняется. И столько беспредельной щедрости есть в ней, и столько тоски, зависти, памяти о голоде и несправедливости. Да, эта историческая память порождает склоки, порождает то некрасивое, мерзкое, что противостоит добрым инициативам. За ней стоят голодные годы, за ней стоит животный страх: еды не хватит на всех, и надо урвать свой кусок, непременно урвать свой кусок побыстрее.

Наша склочность — это одна из сторон извечной русской тоски по изобилию, по горячему свежему хлебу из печи, по парному молоку в глиняном кувшине, надоенному собственноручно. Наша русская тоска — это бездомность, несытость, вечный взгляд вперед, устремленный к лучшему будущему, к звездам и коммунизму, это вечная обездоленность, сопряженная с вечной же надеждой.

И пока не накормится в душе этот голодный волк неуверенности, подспудного страха — будут вот эти некрасивые выходки, будут люди, жадно пытающиеся урвать консервы у стариков, будут жалобы — мол, должно хватать на всех, а на всех не хватает.

Ну что поделать. Есть в нас это плохое, и если нет в душе добра и желания делиться, то оно начинает постепенно выползать наружу. Но ведь есть и другое. Есть те, кто не пытаются накормить своего голодного волка, а делятся своим. И стоят перед этой голодной толпой, протягивающей цепкие руки.

Кстати: действительно нуждающиеся — они, как правило, тихие, они не требуют, они просят — потому что им по-настоящему необходимо, а уверенности в праве на получение блага нет. Ни у кого, конечно, нет уверенности в таком праве. Но одни могут рисковать, хамя и скандаля, а другие не могут себе позволить. И потому все так непросто, так перемешано в наших душах.

Но хотя крики недовольных звучат громче — добра на самом деле больше. И не закрываются окончательно эти «полки добра», все как-то держатся. Потому что добро и любовь всегда побеждают.

Анна Долгарева

Источник

_________________________________

P.S. Статья интересная, но молодому журналисту трудно понять суть того, что прооисходит. А происходит то, что происходило всегда во все времена, во всех формациях, то что, в конечном счете, погубило наш советский социализм. Имя этому явлению жадность богатых.

Да, именно богатых. Это их аппетиты никогда не бывают удовлетворены. Это они, кто в советское время жил припеваючи, чьи родители были партийными руководителями или научными заслуженными работниками, кто пользовался благами райкомов, исполкомов, закрытых спецраспределителей, и именно они были особенно злы на советскую систему, не позволявшую им жить «как на Западе» и равнявшую их с простым народом.

Я знаю случаи, когда родители разводились, чтобы добиться для ребенка дополнительных выплат от государства или получить новую квартиру к той хорошей, которая уже у них была.

Сколько было собесов, магазинов для ветеранов или диабетиков, столько же было незаконных получателей благ по справкам и ложным документам, и при этом доходы этих лженуждающихся были гораздо выше, чем у простых граждан, живущих скромно , без пайков и дотаций.

Почитайте нашу или европейскую классику и узнаете, что все писатели в один голос говорят, что помогает бедным только бедный, а от богатого помощи не получишь. Жадность это родовая черта зажиточных людей.

Не случайно в нашем детстве некоторых частновладельцев домов и садов называли «спекулянтами» или кулаками, потому что от них никогда нельзя было детям получить ни одного яблочка из их садов. Все шло на продажу.

Конечно, хлеб раздают не бедные люди, но есть ведь на свете и простые люди, которые совсем не предприниматели и не имеют возможности раздавать хлеб. Но они раздают свою одежду, помогают больным и животным.

Люди бывают разные, но вот только к бедным жадность никак не подходит. Они, если и хотят что-то получить, то действуют по закону и с полным правом неимущего.

А вот те, кто не нуждается, кто сам мог бы помогать, те требуют помощи и льгот без всяких оснований. Они-то и есть те, кто способен испортить любое общество и любую систему. Они разрушители и потребители и никогда им не стать созидателями. 

Откуда они? Как стали такими кулаками без стыда и совести?

Когда-то большевики считали, что дело в воспитании. Чем культурней человек, чем лучше образован и чем меньше причин для бедности, тем лучше будет такой человек по своим душевным качествам.

Но оказалось, что ничем не перевоспитать многих и очень многих вполне материально обеспеченных граждан. Аппетит приходит во время еды. Так и с нашим социализмом: чем лучше и материально благополучнее жили граждане, тем шире разрасталась в них алчность и жажда незаслуженных доходов.

Может быть прав был Гоголь, описывая такой тип?

 «Родился ли ты уж так медведем, или омедведила тебя захолустная жизнь, хлебные посевы, возня с мужиками, и ты чрез них сделался то, что называют человек-кулак? Но нет: я думаю, ты все был бы тот же, хотя бы даже воспитали тебя по моде, пустили бы в ход и жил бы ты в Петербурге, а не в захолустье. Вся разница в том, что теперь ты упишешь полбараньего бока с кашей, закусивши ватрушкою в тарелку, а тогда бы ты ел какие-нибудь котлетки с трюфелями. Да вот теперь у тебя под властью мужики: ты с ними в ладу и, конечно, их не обидишь, потому что они твои, тебе же будет хуже; а тогда бы у тебя были чиновники, которых бы ты сильно пощелкивал, смекнувши, что они не твои же крепостные, или грабил бы ты казну! Нет! кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! А разогни кулаку один или два пальца, выдет еще хуже. Попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее, всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку. Да еще, пожалуй, скажет потом: «Дай-ка себя покажу!» Да такое выдумает мудрое постановление, что многим придется солоно… Эх, если бы все кулаки!..»

Есть системы, в которых эти кулаки все-таки ограничены в действиях. А наше время похоже стало самым благоприятным на расцвет таких типов, как Гоголевский персонаж.

Они не только устраивают потасовки из-за бесплатного хлеба, пишут жалобы и требуют не прав, нет, а денег и благ от ближнего. Они не уступят ближнему ни в чем, если речь идет хотя бы о копейке. Они будут подавать в суд, требовать и добиваться возврата этой копейки.

Но хуже те, кто получил вершки знаний. Они- то и сидят в наших министерствах, думах, во всех государственных органах, где можно кого-то притеснять, над кем-то командовать, получать незаслуженный доход и показывать себя такими постановлениями, что невольно задумаешься, а есть ли у нас действительно думающие люди.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic