ansari75

Category:

Церковный ажиотаж

Отчего так  больно задел наше православное братство эпизод в Гатчине? Отчего потребовались  публичное осуждение игумена и списывание всего произошедшего на  его некомпетентность, на «тараканов» в его голове, и отчаянное стремление объяснить все нерадением и стечением обстоятельств? 

Многие батюшки, наученные горьким опытом, не позволяют снимать на камеру или телефон происходящее таинство, что тоже негативно воспринимает досужая публика. Но в данном случае не спасло бы ситуацию и отсутствие видеозаписи. Мама крещаемого побежала в судмедэкспертизу снимать синяки и побои. Как так, таинство, на котором присутствует сам Бог и судмедэксперт? 

«Нужно снять избыточный ажиотаж вокруг этой ситуации. Церковные правила запрещают монахам совершать таинства венчания и крещения ради спокойствия, в первую очередь, самих монахов. Чтобы он не предался мыслям, что и ему самому было бы неплохо создать семью, родить малыша. Обычно приходские священники этим занимается. А у монаха даже нет опыта общения с такими маленькими детьми», - отметил отец Андрей Кураев.
 

«У этого монаха оказались какие-то особенные "тараканы" в голове. Очень, надо сказать, редкие для питерского священства. Он признает таинство действительно произошедшем только при полном погружении, а обливание, видимо, по его мнению, свойственно католикам. К тому же должна быть большая купель в храме. Но совершавший крещение не служил там. А значит и не смог оперативно решить вопрос. И если большой купели не было, значит, настоятель ничего против крещения обливанием не имеет. Игумен противопоставил себя местному настоятелю, что уже является достаточным поводом для церковного наказания», - пояснил протодиакон Андрей Кураев.

Можно, конечно, найти всегда извиняющие обстоятельства. Но по сути, произошел весьма и весьма показательный эпизод, ставящий РПЦ МП в особое положение.

Да, по церковным канонам монаху не положено крестить и венчать. А как оценить венчание, которое совершает епископ? Уж очень именитые граждане решили венчаться. Это не нарушение канонов?

Или венчание именитой пары в постный день, день Усекновения главы Иоанна Предтечи?

В наше скромное время желающих стать монахами оказалось чуть ли не больше, чем белого духовенства. Но при этом новоиспеченные монахи не спешат в монастыри и обретаются вне их стен, служа на обычных приходах. Хочешь-не хочешь, а венчать и крестить придется именно монаху.

«Гастарбайтер» по выражению Кураева очень часто может встретиться на приходе, где служит один священник. Почему? Да потому, что ныне священники тоже хотят пойти в отпуск и отдохнуть на каком-нибудь побережье,  хоть на Лазурном.  Уж если священник получает заработную плату и пенсию от государства, то ТК на него тоже распространяется. Отпуск ему в нынешнее время стал очень желанным отдыхом. Он так любит службы, что на недели две охотно передаст их в руки какому-нибудь «гастарбайтеру» от РПЦ.

Теперь о «тараканах». Какие же это тараканы, если в канонах самой церкви написано: крестить троекратным полным погружением. Это как, полное погружение? Полить с ладошки на головку?

Мне давно не дает покоя вопрос, почему в Православии крестят не полным погружением в воду, ведь крещение в переводе с греческого означает полное погружение? Именно этим многие секты оперируют, привлекая людей.

Священник Александр Ионов,
клирик храма во имя св. Димитрия Солунского.

Между прочим, есть каноническое правило (ныне изрядно устаревшее), по которому мужчины, крещенные не погружением, не могут принимать священный сан. Оно связано с тем, что в древности так крестились нетвердые в вере люди, которых лишь обстоятельства жизни вынудили совершать Таинство, и то второпях.

Крещение должно совершаться полным погружением

протоиерей Олег Стеняев

По словам известного миссионера, только такое совершение Таинства учитывает библейские, святоотеческие и исторические реалии …

Святой Кирилл Иерусалимский во втором Тайноводственном слове так растолковал благодатную силу действий, совершаемых при крещении (Рим.6:4): «В погружении, как в нощи, ничего не видно, а при изникновении из воды снова как бы стали пребывать во дни». Святитель Иоанн Златоуст (Беседа 25 на Евангелие от Иоанна): «Когда мы погружаем свои головы в воде, как бы во гробе, вместе с тем погребается ветхий человек… потом, когда мы восклоняемся, выходит новый человек». Святитель Григорий Нисский (Слово на Крещение Господне): «Как Спаситель был сокрыт в земле, так и мы скрываемся в воде… троекратным погружением в оную».

Погружательное Крещение

иерей Даниил Сысоев

Одним из самых болезненных и грубых нарушений при совершении Таинства Крещения является совершение его через обливание, или даже окропление, без всякой видимой причины. Из-за этого искажения многие сотни христиан пребывают в смущении относительно действительности своего духовного рождения. Многие из-за этого причащаются в суд и осуждение.

В. Смирнов

В 2000-м году патриарх Алексий II в своём обращении к клирикам РПЦ писал о недопустимости обливательного крещения и призвал всех вернуться к исконно-православному способу крещения, совершаемого в три погружения. 

Изменение способа крещения произошло сначала у католиков, а затем уже в Малороссии, после захвата Киевской митрополии униатами. К нам же это латинское новшество пришло с реформами патр. Никона. Вот что писал по поводу обливательного крещения архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, таинство крещения совершается некоторыми священниками чрез обливание, а многими другими, по лености и нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в Требнике. 50-е Апостольское правило грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святаго Духа … О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеросалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды.  

И как быть? У игумена Фотия никаких «тараканов» в голове не было. Просто наша РПЦ МП никак не может выбраться их трех сосен: и прихожан привлечь, и доход иметь и правила церковные соблюсти. 

Эти правила являются постоянным яблоком раздора внутри самой РПЦ МП. Если уж идти на поводу у народа, быть любвеобильной и ласковой, церковь должна перенять  умение общения с массами у католиков, свободно меняющих традиции на современные требования. Или хотя бы следовать за советской церковью, которая прекрасно понимала, что строгость в нынешнем мире не слишком хорошее качество. Свободные, независимые, бесстрашные и незашоренные граждане теперь ищут удобств и легкости, а не терпения и трудностей. Время долгих служб, вычиток правил и строгих постов кануло в лету.

Но воспрявшая к новой деятельности  РПЦ МП вдруг решила восстановить во всей строгости и требовательности устаревшие каноны и традиции. Это она  удлинила службы, вернув массу чтений, гласов и канонов. Это она стала требовать в Великий пост от мирян сухоядения и даже праздники перевела в постные дни. (Успение и день свв. Петра и Павла). Это с ее легкой руки очень православные и мало думающие граждане стали окунаться зимой на Крещение в прорубь и окунать в эту прорубь  своих младенцев.

Игумен исполнял канон. И должен был сказать мамаше, по логике большинства верующих, раз младенец так агрессивен и так сопротивляется, то в нем сидит бес, что родители не имеют веры и потому Бог не допускает крещения их ребенка.

Ответ бы был вполне в духе церковной проповеди. Ведь называют же церковники всех  митингующих или несогласных,  бесоноватыми и больными.

В наше время, в нашем государстве люди потеряли понимание того, что есть они сами, другие люди, церковь и вера.

Они хотят для себя максимума удобств и выгоды. И если не получают, то тут же бегут писать доносы и жалобы.

Интересно, видел ли кто, как иногда причащают этих годовалых младенцев? Видел ли как держат их дьякон, мамаша, а иногда и пономарь и как этот причастник извивается и бьет всех подряд ногами?

А как крестят с воплями и выдиранием из рук батюшки этих самых младенцев?

Что можно сказать? Если вы хотите быть православным, то узнайте, что православие без веры не бывает. А если у вас есть вера, то любой инцидент в храме трактуйте как волю Божию. Вам попался игумен Фотий? Значит, вы достойны именно игумена и его методов крещения.

Это не он такой. Это правила церковные такие. А если не нравится, то реформируйте православие. Согласитесь с католиками, что крестить нужно только обливанием, что таинство елеопомазания как и первое причастие совершаются уже над  ребенком семи лет, над отроком, отвечающим за свои поступки и понимающим происходящее.

Чем же не угодили  А.Кураеву борцы за чистоту православия, требующие троекратного полного погружения  при крещении? Чем не угодил игумен Фотий священноначалию?

Сам того не подозревая, он сдернул с РПЦ МП ореол человеколюбия и заботы о верующих. Показал, что ни в одной религии человек не бывает важнее канона и ритуала. 

Человек должен смиряться и терпеть все, что предписано. Жестокость во спасение не есть жестокость. Но РПЦ МП испугалась и не позволила развернуть произошедшее в сторону богословия.

А ведь ответ напрашивался сам собой: игумен не остановил крещения даже, когда мать попыталась вырвать ребенка из его рук. А не остановил потому, что его духовный долг был довести таинство до конца, не взирая ни на что. Это он оказался тверд в вере, а не те, кто теперь отправил его в запрет.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic