Category:

Есть ли перспективы у мелкого бизнеса.

Бизнес, равняйсь, смирно! Почему в России сворачивается малое и среднее предпринимательство?


Прошло ровно 11 лет с того дня, как Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России, произнес фразу, которая сразу стала крылатой: «Хватит кошмарить бизнес!». Увы, за прошедшие годы ситуация с малым и средним бизнесом в стране нисколько не улучшилась. Наоборот, его почти не осталось. Бизнес целенаправленно добивают, по нему ездят катком, душат чиновничьими руками.

Так совпало (случайно или нет), что как раз в очередную годовщину эмоционального — и очень точного! — высказывания Медведева была обнародована шокирующая статистика: согласно ей, количество малых предприятий в стране за год сократилось на 8 процентов (в абсолютных цифрах их стало меньше на 18,2 тысячи). Часть — просто ушла с рынка, часть — измельчала до микропредприятий. Значительно снизилось и количество работников, задействованных в малом бизнесе, — на 257 тысяч человек.

Эту катастрофу каждый из нас может наблюдать собственными глазами: закрываются маленькие кафе, магазинчики, парикмахерские, пустуют арендные площади во многих торговых центрах.

Невыгодно. По малому бизнесу в первую очередь ударило снижение платежеспособности населения и увеличение налоговой нагрузки. Но это — не единственная причина, по которой предпринимательство в стране сворачивается.

Всё перевернуто с ног на голову: не бизнес должен быть для чиновника, а чиновник — для бизнеса. Но попробуй, заикнись! И за год никаких согласований не получишь, пишет интернет-журналист А. Николаев.

Почему такие надежды и упования на мелкий частный бизнес живут в наших иллюзиях?

Причина в том, что нас заманивали в рыночную экономику именно обещаниями , что каждый гражданин, прояви он инициативу, может стать бизнесменом-миллионером.

 Мы всегда думаем, что находимся на особом положении, что вот во всем мире капитализм, а у нас — бандитский. Везде прогресс, а у нас традиции отжившего прошлого. Но при этом западный прогресс понимается весьма негативно, зато наш регресс — как духовные скрепы во благо народа и России.

Так и с мелким и средним бизнесом. Государство не дает частнику развернуться. Мелкий и средний бизнес сидит на госзаказах.

Вот Набиуллина часто на разных экономических форумах выступает, о важности малого и среднего бизнеса говорит. Это — слова. А на деле каждое предприятие живет в страхе блокировки банковских счетов. Причем требования, установленные ЦБ, — запредельны. Например, чтобы избежать блокировки, рекомендуется иметь остаток на счету не менее 10 процентов от суммы обычных расходных операций. Но позвольте, разве это не деньги, принадлежащие предпринимателю? Почему он обязан держать в банке «десятину»? Не объясняется. Или еще одна причина для блокировки счетов юрлиц, указанная в методичке ЦБ: «Счет может быть заблокирован, если произошло резкое увеличение оборотов по счету». В общем, мало денег в банке — плохо, но и много денег — тоже плохо.

Масштаб проблемы выяснили социологи, проводившие исследование по заказу «Опоры России». Оказалось, что в 2018 году с проблемой блокировки счетов столкнулись 20 процентов опрошенных бизнесменов. Больше половины из них (52 процента) вынуждены были полностью остановить работу и для продолжения деятельности регистрировать новое юрлицо.

Это ли не вредительство? А дальше будет еще круче. На минувшей неделе Национальный совет финансового рынка — организация, близкая к ЦБ, — предложил создать единый реестр клиентов банков, которым отказали в обслуживании в связи с подозрениями в нарушении антиотмывочного законодательства. Ключевое слово здесь — «подозрение». То есть никто ничего не доказал, но банковский клерк без суда и следствия заподозрил что-то неладное. Единый реестр предлагается рассылать во все банки — чтобы «неправильному» клиенту отказывали в каждом финансовом учреждении.

Кто может оказаться в «черном списке»? И рядовой вкладчик — обычное физлицо, и гендиректор компании, который, например, «десятину» не держит на счету, и владелец бизнеса. Если инициатива будет утверждена, им будет почти невозможно перейти из одного банка в другой.

Кто в выигрыше от того, что малый бизнес загибается? Конечно же, крупные компании и госкорпорации. Вот где сейчас рай.

А попытайтесь взглянуть на нашу ситуацию объективно.

Это в Америке частный мелкий бизнес еще существует, потому что работает именно по заказу издавно, на крупные фабрики, выполняя мелкие заказы. Разве это не наш госзаказ?

Только там заказчиками выступают крупные корпорации, а суть от этого не меняется.

К примеру, на наши рынки поступает мало нашей отечественной продукции. Почему? Да потому что фермеру на свой страх и риск заниматься сельским хозяйством рассчитывая на удачу, не выгодно. Он заключает договоры с крупными торговыми сетями, от Ашана до Метро и т.п. Те в расчете на будущий год делают заказа на поставку определенной продукции. И фермер выращивает то, что ему заказано, а не то, что хочет свободный рынок и свободная фантазия самого фермера.

Что такое малый и соедний бизнес? Это то же самое, что аграрная реформа с раздачей небольших наделов крестьянам. Выжить без поддержки невозможно. И крестьянин продает надел. И снова появляются крупные землевладельцы-латифундисты.

Такой расклад был и будет всегда. А малый бизнес ничем не более устойчив, чем крестьянин со своим мини наделом.

Закрываются кафе и маленькие фирмы. А ведь индивидуального, по своему желанию открытого кафе всегда будет ждать такая участь.

Давно известно, что кафе популярно только первые пять лет.

И когда вам говорят о старинных европейский кафе или ресторанах, о старинных магазинах и фирмах, не верьте. Вся эта старина — искусственное сооружение, экзотика или музей для привлечения туристов, а хозяева этих кафе давно и прочно занимаются совсем иным бизнесом и доходы от такого кафе-древности им абсолютно неважны.

Взгляните на Россию дореволюционную. Чем выживало и богатело купечество? Подрядами. А народные промыслы без дополнительных доходов исчезали, или становились как европейские кафе для миллионера купца — хобби.

Мелкий и средний бизнес в условиях капитализма нежизнеспособен. Он может быть только мальчиком на побегушках у крупных корпораций.

Мы начисто забыли ленинское учение о капитализме, который уже в то время становился  империализмом.

Россия в перестройку входила в капитализм на развале всей системы советской экономики. Вот и показалось, что капитализм — это мелкий и средний бизнес. 

Увы, мы давно уже находимся в империалистической фазе. Выживают только крупные и сильные.Причем эти крупные и сильные составляют мировую империю, как когда-то крупные землевладельцы составляли княжества, баронства и прочие синьории.

«И, кстати, «правильные» представители малого и среднего бизнеса, чувствующие «генеральную линию партии», никаким производством, никакой торговлей, никакими услугами уже не занимаются. Они сидят на госзакупках. Госзакупки сейчас — это, по сути, единственный бизнес в нашей стране. Если проанализировать открытую информацию о наиболее успешных компаниях малого и среднего бизнеса, окажется, что все их доходы — от взаимодействия с государством и госкомпаниями. Заключаются многомиллионные контракты с комитетами городских администраций, ГУПами, МУПами, «Газпромом» и его многочисленными сателлитами, другими монополистами.»

Другое дело, что наши корпорации сами в зависимости от западных и потому не могут использовать даже мелкий бизнес в своих интересах.Остается только государство, как единственный созидатель стабильности.

Ошибкой было бы считать, что Россия ничего не имеет и потому такая нищая. Все это очередные иллюзии. Россия не нищая и не бедная.

Россия с самого начала своего капиталистического бытия не сумела создать крупных капиталистических собственников и уступила свои ресурсы Западу.

А те, кто приватизировал экономику СССР, увели деньги и акции на Запад.

90% всей промышленности принадлежало западному капиталу, потому что на тот момент, он был богат и опытен. 

Как происходит в мире? Колонии, а потом неоколонии были бы богаты, но уступив свою экономику чужим капиталистам, они уже не в праве были диктовать свои условия. Чужой же капитал, пришедший на богатую почву, заинтересован только в одном: сделать доход выше, а расход ниже. И доход этот увезти к себе, а не вкладывать в развитие колонии.

И если в своей стране он стремится сохранить мир и культуру, оплачивая труд своим рабочим более достойно, чем в колониях, то в этих колониях он может платить нищенскую зарплату, потому что хозяин. Капитал местный не в силах конкурировать с чужим. А значит свои капиталисты никогда не станут платить щедрее, чем чужаки. Замкнутый круг.

Вот в этот круг и попали мы снова, как когда-то.

У нас хозяйничают западные корпорации. Им выгодно, потому что даже при всех издержках климатических и маршрутных, экономия на зарплате позволяет им получать прибыль больше, чем на своих предприятиях.

Наши же капиталисты, имея конкурентом Запад, не могут платить своим же согражданам хорошую зарплату. Так и с самим бизнесом. Он конкурирует с западным и потому всегда в проигрыше, как аутсайдер.

Одни свой капитал вывезли, другие продали Западу. Остается одно государство.

Госзаказ — это единственный пункт, который  может держать бизнесмена на плаву.

Пока государство не освободится от зависимости от Запада, условия бытия не изменятся.

Даже Набиулина не в силах изменить политику ЦБ. 

На Западе люди давно поняли, что не следует слишком увлекаться мечтами о своем «свечном заводике», ибо это не только хлопотно, но еще и бесперспективно, еще и безнадежно ущербно тем, что полностью лишает тебя свободы действий. 

Западная молодежь приобретает занания и высшим свои смыслом видит наемную хорошо оплачиваемую работу, а не мелкий бизнес, пропахший архаикой и дедовским менталитетом.

У нас же свой бизнес пока еще мечтой для большинства обывателей, потому что они видят, как мелкий предприниматель живет и какой у него доход. Пока наши наемные работники будут получать гроши, мечта о собственном «свечном заводике» останется великой обывательской мечтой.

Но вот даже при сбывшихся мечтах мелкий и даже средний бизнес «локомотивом прогресса» никогда не станет.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic