ansari75

Categories:

Христианская любовь для девочки без платка

Патриаршее богослужение в Торжке
Патриаршее богослужение в Торжке

От анонимного автора.

***

Владыка Антоний Сурожский однажды произнес очень известную сегодня проповедь: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм».

***

Блуд, прелюбодеяние, аборт, убийство. Сегодня мою сестру не допустили до причастия. Только не за этот страшный список и не за какой другой. Девочка-подросток пришла в храм без платка.

Это был не вызов, не бунт, а привычка — в храме, в который мы ходили в детстве, обращали внимание на внутреннее состояние, а не на формулу — «платок на брови + юбка в пол + печальный взгляд = спасение».

Волгоград, 2006 г. Празднование 15-летия Волгоградской епархии. фото Алексея Плужникова
Волгоград, 2006 г. Празднование 15-летия Волгоградской епархии. фото Алексея Плужникова

Волгоград, 2006 г. Празднование 15-летия Волгоградской епархии. фото Алексея Плужникова

Наверное, еще и поэтому мне после переезда так полюбился Феодоровский собор Петербурга — ни тебе бабушек, гоняющих бесстыдниц-дам в джинсах, ни священников со строгим взглядом и комплексом Бога. Здесь часто можно увидеть ту самую молодежь, за которую недавно начала битву патриархия — веганов, рокеров, с пирсингом, татуировками, в последних адиках и с модными стрижками, они приходят не ради эпатажа, ведут себя тихо, скромно и чувствуют себя на своем месте.

Почему-то священноначалие в гонке за положительной статистикой забыло, что нам не нужны инструкции, не нужны мероприятия, пропагандирующие какие-либо ценности и в принципе что-либо пропагандирующие, — нам нужна Любовь. Не нравоучения на тему что мы должны и чего не должны, а поддержка в стремлении жить по-христиански.

Я пишу это все потому, что сегодня сделали больно дорогому мне человеку. Потому что когда-то это случилось со мной — лет в 13 я из-за болезни пропустила литургию и через неделю нарвалась на лекцию от настоятеля храма в уже другом городе. Он говорил долго и пафосно о том, что все мы должны кипеть как чайник каждое воскресенье и ничто не должно мешать прийти в этот день в храм.

Мой чайник вскипел, и я ушла. На следующие три года. Без ненависти, но с горечью. Вернуться мне позволила лишь вера, которую не смогли разрушить ни эти, ни другие добрые слова, и надежда на то, что есть в церкви и другие священники, и другие храмы.

Мне повезло, в отличие от многих знакомых и, вот сейчас, сестры. В силу возраста все, связанное с церковью, вызывает у нее отторжение, и сегодня она буквально переступила через себя, доверилась и не нашла поддержки.

Бывают люди, которые не возвращаются туда, где их однажды обидели. Я очень боюсь, что это может коснуться и нас. И дай нам Бог сейчас терпения и мудрости объяснить ей, что так бывает не всегда и не везде, что главное правило в церкви и в повседневности — жить по закону Любви, просто некоторые об этом забыли. Ей, выбежавшей сегодня из храма в слезах и полуобморочном состоянии после выговора на тему «почему негоже дамам в храм без платка входить», дай сил принять ситуацию и простить.

А отцу N из храма Михаила Архангела в курортном Ейске я желаю посмотреть сначала в зеркало, а потом вокруг себя и не обнаружить тех самых «истинно верующих», которые за юбку и платок порвут окружающих как газету «Пионерская правда» с настоящей христианской любовью.

______________________________

P.S. Главная книга православия — Евангелие. На ежедневных службах читают Апостол и Евангелие, а живут по Ветхому Завету и требуют от всех исполнения только ветхозаветных традиций. Будто никогда не читали:   

 Мк, 10 зач., 2, 23—3, 5

Случилось Иисусу в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

______________________________

Форма и традиция нужны, но когда и то, и другое больше не исполняется обществом, когда общество освобождает личность от ненужных оков традиции, то возврат к этой утратившей моральную силу традиции есть ничто иное, как фарисейство и лицемерие.

Однажды  один священник говорил, что не забудет никогда свой грех. Он из страха доноса  послушал патриархийных законников и отказался крестить младенца, потому что родители не имели возможности пройти катехизацию. 

Поэтому наши нынешние фарисеи никогда не вернут тех, кого оттолкнули от церкви своим деспотизмом, неумными требованиями домостроевских традиций и совершенным равнодушием к душе ближнего, которую им легче погубить, чем отказаться от принятой формы.

Ведь речь не идет ни о богохульстве, ни о небрежении нормами приличия. Мир изменился, традиции изменились, так зачем становиться лицемерами и ханжами, пытаясь их возродить в отдельно взятом узком пространстве собственного фарисейства.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic