ansari75

Дети и преступления

В недавнем посте блогер AMAROK_MAN рассказал, как двое детей из приличных семей украли из машины, в которой хозяйка забыла закрыть окно, дорогой смартфон.

Некоторые граждане обвинили хозяйку за ее забывчивость. Неужели чья-то рассеянность должна становиться причиной преступления и даже оправдывать его? С таким же успехом можно оправдать любого вора, заявив, что хозяева плохо закрыли квартиру, банкиры плохо охраняли сейфы, а продавцы в магазинах слишком заняты были обслуживанием покупателей. 

А ведь было время, когда даже в Москве люди оставляли ключи от квартир под ковриками, когда забытые вещи относились в пункты приема потерянных вещей, в милицию, или просто оставлялись на месте.

В самом начале 90-х, наши, воспитанные еще советской школой дети, нашли во дворе барсетку с документами и деньгами. По этим документам они отыскали владельца и вернули ему потерю. А родители узнали об инциденте,  только когда радостная детвора сообщила, что добрый дядя дал им на конфеты по сто руб. Они такой щедрости не ожидали и не просили.

Но прошло немного времени. Советское общество совсем не плавно и не мирно вошло в капиталистические отношения, сменив менталитет строителя коммунизма на менталитет приобретателя, бизнесмена и эксплуататора, как не замедлили сказаться нравственные результаты этого грандиозного переосмысления житейских ценностей.

Прежде всего граждане стали православными верующими и толпами пошли в церковь приобщаться к духовным Божьим ценностям.

Верующие в храмах были и до этого времени. Они посещали службы, молились, оставляли свои вещи без присмотра, а то и вообще теряли или забывали их.

В свечных ящиках выставлялась целая коллекция потерянных кошельков, ключей, зонтиков и даже книг. На елеопомазание или причастие верующие складывали свои сумки и портфели под иконами или просто на лавках. Никому и в голову не приходило, что можно украсть в церкви. Святыни почитали, а иконы становились стражами не только нравственности, но и вещей.

Став в один момент поголовно православными, граждане вдруг обнаружили, что церковь и Бог это совсем не то место, где процветает страх Божий и праведность, что в любом храме не нужно терять бдительность и доверять людям по заповеди. Никакая святость места не удержала от воровства тех, кто обрел смысл жизни в материальном богатстве.

Воровство вдруг перестало видеться грехом и прежде всего именно в церкви. И уже никто и никогда не оставляет свои вещи без присмотра и никогда вы не увидите под иконами кучу сумок, пакетов и курток.

Вот так меняются нравы и отношение к преступлению в обществе. Разве Бог или церковь тому способствовали? 

Церковь, конечно, тут же сошлется на «безбожное советское время». Но почему-то именно в то безбожное время поступки хорошие и плохие оценивались адекватно, и никому не пришло бы в голову оправдывать подростков тем, что женщина оказалась уверенной в человеческой честности.

Да, в советское время часто нерадивые завмаги, чей магазин ограбили или где произошло хищение, отвечали за свою нерадивость. Но, во-первых, этот факт нужно было доказать. А во-вторых, с преступников - воров вина не снималась, и не облегчалось наказание.

Другое дело, дети. Клептомания – это болезнь. Но в детском возрасте это еще и не слишком большое желание учитывать права собственности. Дети могут взять у кого-нибудь понравившийся предмет или игрушку и не пожелать с ней расстаться. 

Став старше, они могут украдкой взять у друга или соседа по парте карандаш, картинку, другой интересный предмет и не признаться, что взяли. Так велик соблазн обладать понравившейся вещью.

Однажды мальчик-сосед взял у девочки тайком билет на новогоднюю елку. Он даже не понимал, что это билет, что можно пойти на елку и получить подарок. Ему просто понравилась картинка.

Другой первоклассник принес домой фломастеры, которых ему родители не покупали. На вопрос, откуда они, он ответил, что нашел под партой. Он не отрицал, что эти фломастеры его соседа по парте. Но логика детского желания привела его к тому, что раз они упали под парту, то их можно взять себе. Он их не украл, не вытащил из портфеля, а просто подобрал. 

Логика талмудистов-законников. Так интересно деформируются понятия честности, собственности при желании обладать.

С подростками и автомобилем дело уже не объяснишь детской непосредственностью и ложными логическими конструкциями, как не объяснишь кражи в церквях тем, что туда приходят не только верующие.

Это симптомы нового времени, для которого характерны с одной стороны безнаказанность, с другой – культ денег и вещей. 

Они свидетельствуют лишь о том, что никакая церковь, никакая вера не являются причиной исправления нравов в обществе, что они не могут воспитать культурных и честных людей, если в этом обществе царит социальная имущественная несправедливость, эксплуатация ради наживы, демагогия вместо наглядного примера и ханжество вместо нравственности.

Детей нужно воспитывать не церковной проповедью, а воспитывать в них уважение к чужой личности прежде всего. Не только заповедь «не укради» должна быть им понятна и внушена воспитанием, а еще умение видеть в другом человеке самого себя и понимать, что забывшая закрыть окно женщина нуждается в помощи и защите от чьих-то посягательств, а не является объектом насмешки и отнесения ее к «глупым раззявам».

Граждане, усмотревшие в инциденте вину самой потерпевшей, забывшей об открытом окне и телефоне, уже не воспитают своих детей нравственно цельными личностями.

Человеку свойственно ошибаться, проявлять неосмотрительность или рассеянность, но никогда чужая ошибка не должна становиться причиной преступления лишь на том основании, что «сам виноват». Подобная оценка есть страшный симптом неумения уважать человека и быть для него в нужный момент помощником и защитником, даже если он чужой тебе и даже незнакомый.

Именно с уважения к чужому человеку рождается добродетель, любовь, честность и бескорыстие.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic