Categories:

Дачное настроение

Неспешное утро под пение птиц. Ленивый день с прогулкой в лес или неотвратимые грядки. Вечерняя заря и медные отблески костра. Дача — больше, чем просто загородный домик в окружении сада. Дача — лето, романтика, настроение. С момента предвкушения скрипа калитки и запаха травы весной до висячего замка на двери под шорох осенних листьев. 

«Приезд на дачу»

По воде или на извозчике в ХIХ веке, электричкой, автобусом и — о чудо — на собственной машине в следующих столетиях. Мастер жанровых сцен Владимир Маковский остановил мгновение загородной встречи в 1899 году. Среди зелени и солнечных бликов на высоком крыльце хозяева принимают гостей. С коробками и картонками для шляп в поддержку дачной моды и непременной удочкой для посиделок на берегу реки. А призрачная дымка леса вдали обещает ранний поход за грибами.

«За чайным столом»

Пожалуй, лучшее место на даче после кресла-качалки или гамака. Константин Коровинзаглянул на чай на дачу к Поленовым, с которыми художник был дружен. Василий Поленов был дачником гостеприимным. Чайный стол на террасе и медный самовар помнили Нестерова, Серова, Остроухова. Участники чаепития за беседой, Наталья Поленова по-хозяйски с шитьем в руках. И пустующий стул говорит о присутствии еще одного гостя, который от чайного стола отлучился к мольберту.

«На даче. Девочка за чисткой ягод»

Оборотная сторона дачного изобилия и лесного соседства. Дары природы середины лета и кропотливый труд, награда за который порою наполняет корзины, а иногда — умещается в тарелочку. За изящным столом у окна с видом на просторы полей — дочка художника Николая Быковского, Лида. Спокойное лицо склонилось над работой, изящные руки отделяют «зерна от плевел». Тонкие черты художник учился писать сначала в Академии художеств, а затем — в солнечной Италии.

«На террасе»

Или семейный портрет в дачном интерьере. Одна из самых умиротворяющих работ Бориса Кустодиева в светлых и мягких тонах. Художник в кругу своей семьи ведет неспешный разговор. Летний ветерок колышет занавеску, добавляя в знойный воздух свежести. Маленьких участников чаепития уже не интересует ни сам чай, ни печенье. Ведь дача — это целый мир с «неведомыми дорожками» и таинственным домом. Дом-мастерскую на Волге художник назвал «Терем» и проводил здесь каждое лето.

«Около дачи»

Смешанный лес, написанный так, что «шелестит» каждый листок, длинные тени, блеск реки. Певец русской природы Иван Шишкин к пейзажу, пронизанному светом, добавил скамью и барышню, укрывшуюся от солнца изящным зонтом. Отложен роман, наверняка один из многих, припасенных на дачный сезон. Мечтательный взгляд устремлен вдаль. XIX век. Дача — загородный салон. Не просто место отдыха, а жизнь на лоне природы по светским правилам: балы, изящные наряды и изысканные шляпки.

«На Академической даче»

Непраздный отдых, мольберты в ряд — работа Репина. Два столетия студенты Академии художеств писали на полянах в окрестностях Вышнего Волочка лесные и болотные ландшафты. «Лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли» с легкой руки художников Ильи Репина и Алексея Кившенко. Работали с комфортом благодаря меценату Василию Кокореву — с библиотекой, музыкальным залом и большими мастерскими. В числе преподавателей были Куинджи и Верещагин.

«На даче в сумерки»

Картина Исаака Левитана, дачников всех объединяющая. Несмотря на столетия, невзирая на эпохи. Светский салон или альтернатива курорту, признание заслуг, дача-кормилица или дача-статус. Традиции и предназначения меняются, но в темноте все кошки серы и дачные дома не разглядишь. Лишь светятся в сумерках теплые окна, уютные абажуры или пламя костра. Дачная романтика. Вплотную подступающий лес. И тишина, послушать которую приезжают из года в год, из века в век.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic