А есть ли у нас будущее?
Кто-то из советских ученых сказал, что пока в стране существует наука, то у страны есть будущее.
А Жолио –Кюри уточнил: « Страна, которая ее (науку) не развивает, неизбежно превращается в колонию».
Но кто же занимается наукой? Неужели учеными родятся и научные знания даются лишь избранным?
«Нет науки для науки, нет искусства для искусства, — все они существуют для общества, для облагорожения, для возвышения человека, для его обогащения знанием и материальными удобствами жизни.» (Некрасов)
«Наука является коллективным творчеством и не может быть ничем иным; она как монументальное сооружение, строить которое нужно века, и где каждый должен принести камень, а этот камень часто стоит ему целой жизни.» ( Пуанкаре)
А раз так, то идти к науке и научным знаниям нужно всем с раннего пути развития и образования.
Все начинается с образования. Детей учили и древние египтяне, и древние греки. Учили азам науки и знаний, чтобы позднее они начинали вносить свой вклад в развитие общества.
Менялись века, менялись системы в экономике и социальном положении общества, но обучение неизменно преследовало свои определенные принципы, ставшие для него законом: от простого к сложному, от конкретики к абстракции, от дисциплины и памяти к формированию мировоззрения и способности управлять своими знаниями.
Но азы оставались неизменными: от простого к сложному,
От предметности к обобщению и установлению взаимосвязи дисциплин.
От выучивания на память до постоянного повторения выученного.
От ежедневного размеренного на минуты занятия к дисциплине долгих и упорных трудов.
От усидчивости и послушания до подчинения старшему, т.е. учителю, являющемуся авторитетом для несведущего ни в чем ученика.
Менялись методики образования в соответствии с веяниями времени. Детей то предоставляли естественному течению жизни, то стремились заставить их зубрежкой одолеть массивы ненужных на тот или иной момент знаний. Меняли классы на группы, занятия на проработку. Начинали обучение то с семи лет, то вдруг, решив, что эволюция сделала мыслящим существом зародыш в утробе матери, с пяти лет, а некоторые – с двух.
Но веяния времени никогда не приносили благих результатов, и все возвращалось на круги своя: и классы, и семилетний возраст, и уроки, и предметы и авторитет учителя.
И вот наступило новое время и думающая за нас профессионально образовательная общественность решила, что пора еще раз отказаться от традиций на том основании, что уж очень они обязывающи.
В традиционных программах преподавания основополагающим является принцип развития ребенка естественным путем – от простого к сложному. Материал закрепляется многократным повторением и большим количеством однотипных упражнений. Ребенок механически заучивает разнообразные правила, решая похожие задачи - запоминает способ их решения.
Но известно, что дети быстро устают делать одно и то же, снижается интерес к учебе, появляется невнимательность и скука, в результате чего ухудшается поведение на уроке. Так же недостатком традиционной системы обучения является то, что при нестандартной формулировке задач ребенок не способен применить имеющиеся у него типовые знания.
Еще Ленин говорил, что советская школа должна отказаться от зубрежки, господствовавшей в царских гимназиях. Но почему-то зубрежкой оказались только латинский и греческий языки, которые в школу советского образца не вошли. Во всем остальном детям, которые не обладают памятью энциклопедистов, приходилось учить и учить, зубрить и зубрить и склонения со спряжениями, и наречия исключения, и теоремы о «пифагоровых штанах» и таблицу Менделеева с валентностью элементов, и стихи, и даже исторические даты.
Уставали, конечно, уставали. И нынешние педагоги-мыслители решили освободить детишек от тяжких трудов выучивания предметов на память и стали создавать новые методики.
Общим для авторских методик является то, что нет привычного зазубривания правил и однотипных заданий. Вся программа сосредоточена на развитии личностного начала детей и их индивидуальности. Программы подразумевают самостоятельную активность ребенка, творческий подход к работе и любознательность. Развитие неординарного мышления ребенка – основная задача данных методик.
Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
- Создается доброжелательная атмосфера.
- Формируется высокий уровень мотивации.
- Придаётся большое значение способам учебной работы.
- Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.
Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.
Учитель – консультант, наставник, партнер.
Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.
Прекрасное начинание, особенно прекрасное тем, что оно не плод доморощенной мысли, а так сказать, благое восприятие общеевропейских инноваций.
Сингапурская методика обучения. Краткая характеристика опыта
Метод кооперативного обучения (Сингапурская методика обучения) - это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур.
Метод основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах, парном обучении, проектной деятельности.
Существуют пять базовых составляющих кооперативного обучения:
1. Позитивное взаимоотношение. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды.
2. Индивидуальная ответственность. Каждый представитель группы ответственен за достижение цели.
3. Взаимное общение.
4. Постепенная выработка коммуникативных умений.
5. Коммуникативные умения.
Но читаешь эти методики, и на память приходит что-то очень знакомое. Вот, к примеру такое:
Все обучение должно проводиться методом предметно-практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.
Для глубоко умственно отсталых детей необходимо применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания...
♦В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора.
♦Игра – это метод познания действительности. Роль учителя заключается в том, чтобы направить познавательную деятельность ребенка.
♦Необходимое условие и источник развития – трудности. Посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы.
♦Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни.
♦Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости... Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.
Это методика Жан-Жака Руссо? Советских воспитателей-гуманистов? Новые изыская в деле воспитания человека светлого будущего?
Нет. Подобные схемы обучения применяются в методиках обучения умственно отсталых детей...
" Для глубоко умственно отсталых детей особенно вредны обучение на завышенном материале,обилие словесного обучения; чтение текстов и вопросо-ответный метод без опоры на наглядность,бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету.»
Вот вам и новые современные методики. Вот вам и Сингапурская система. Добавьте еще к этому выявление креативности, иными словами склонности к шизоидному типу мышления и вы получите то, что ждет в будущем наших детей.
Образец креативности:
«-Что общего у ботинка и карандаша?
-И тем и другим можно писать.
-Каким образом?
- Карандашом на бумаге, а ботинком-на песке.»
А вы удивляетесь тому, что у нас так много шизофренической рекламы, шизоидных спектаклей и столь же шизоидных идей. Все это по современным меркам - креативность.
Но оставим креативность тем, кто зарабатывает на ней деньги.
Для остального же населения все эти новые методики образования ведут лишь к одному.
Главная цель реформы школы сделать из человека объект для манипуляций. Человек с детских лет не должен думать и анализировать, он должен хорошо осознавать и выполнять свои обязанности.
Т.е как и в методиках обучения умственно отсталых детей нет места интеллекту, главное дать осознать ребенку его место в мире и научить его это место обслуживать. Т.е учить с детских лет нужно обязанностям бармена, официантки, горничной, рабочего физических специальностей, воспитывать в человеке уважение и преклонение перед управляющей силой денег.
Еще в 2009 году Сергей Капица сказал:
«Я предупредил министров: «Если вы будете продолжать такую политику, то получите страну дураков. Такой страной легче управлять, но у неё нет будущего».
Похоже это и есть цель нынешних идеологов капитала по всему миру.
Знания и наука должны вновь стать привилегией избранных, как это было в Древнем Египте и Древних Восточных деспотиях, от Шумера до Вавилона.
Для избранных будут спецшколы, для них будет наука. Для всех остальных – грамотное потребление того, что захотят предложить им избранные.