Categories:

Смысл и радость застолий

Очень любят писать в последнее время о застольях в России, сравнивая советский период и настоящий. Любят вспоминать дореволюционные застолья. Но найти золотую середину, которая соответствовала бы истине, никогда не удается. И не удается по простой причине. Причина –социальный состав общества, традиции, обусловленные климатом, продукты питания, национальная кухня и главное – время. 

Застолья были почитаемы древними римлянами. Для них они являлись временем для праздности и удовольствий. Застолья демонстрировали уровень богатства и знатности той или иной фамилии.

Для простого народа были не застолья, а праздники в честь  богов, сопровождаемые жертвоприношениями с сжиганием части продуктов и общенародными трапезами оставшегося мяса, фруктов, хлеба. Сжигалась лишь малая часть всего, чтобы боги насытились дымом, а остальное раздавалось народу, чтобы люди могли стать соучастниками божественной трапезы.

Этот взгляд на жертвоприношение ясно читается в библейской истории об Авеле и Каине. Бог вдыхал дым от возложенных на алтарь плодов земных. А позднее в христианство перешла та часть сакральной трапезы, которая есть жертвоприношение. 

С точки зрения первобытного человека еда есть жизнь, и зависит ее обилие от Божественного расположения . Этот менталитет сохранился 

Во все времена праздники – это не только отдых, но и еда, которая не является повседневной.  Праздник – это еще и возможность показать себя и накормить ближних: знакомых, бедных, собратьев по классу.

Богатые делали праздничные трапезы своим работникам, дворне, убогим и нищим в приютах. Это считалось богоугодным делом и помогало богатым угодить Богу, не боясь взысканий от Него за их богатство.

Прянишников Общий жертвенный котел
Прянишников Общий жертвенный котел

Во многих, даже богатых европейских странах  праздник  это не только семейная трапеза, но и время благотворительности. До сих пор в бедных странах носят угощения в приюты, раздают бедным, работникам. Но даже в богатых странах  не устраивают застолий ни для гостей, ни для друзей. Праздничная трапеза – это исключительно семейное дело. А праздничный день – это визиты к знакомым и угощение чашкой чая или кофе с печеньем  и конфетами. Даже свадьбы обходятся без застолий, а похороны – без поминального стола.

Так было и в России до революции. Почитайте Чехова А.П. Семейные застолья с гостями – это только семейные праздники: дни рождения или именины, но не праздники государственные церковные. Правда, русские устраивали застолья и на свадьбы и  поминали умерших родственников широко и обильно.

Поминальный стор
Поминальный стор

 Там, где богатство позволяло помещичьему или купеческому классу питаться во все дни без исключения достаточно хорошо и разнообразно, праздничные застолья не были потребностью. Потребностью оставались либо благотворительность –обеды для бедных, либо уважение – визиты к вышестоящим по чину.

Обильные застолья на праздники являлись  характерной чертой крестьянского быта, когда можно было без ограничений угощаться  обильной мясной пищей, недоступной в другое время. Именно крестьянство и бедное городское население видели в праздниках возможность угоститься чем-то особенным, тем, что никогда не было на столе в будни.

Постепенно застолья на праздники поменяли свой статус. Они стали не столько праздничным прославлением Бога, переходом от покаянного траура постов к живительному разговенью.

Но для богатых праздники так и остались статусным мероприятием. Торжественный обед соединял с приглашенными значительными господами и показывал достаток семьи.

В советский период праздничные застолья перестали быть семейными. Друзья, знакомые, родственники, - все встречались за праздничным столом. Причиной, скорее всего, явилось с одной стороны утрата обязательной благотворительной нагрузки: я угощаю, чтобы вам доставить радость и накормить. С другой стороны, свобода в распоряжении денежными средствами и желание общаться. Праздники государственные, в отличии от дореволюционных церковных стали поводом для встреч, а материальный достаток превратил эти встречи в застолья.

В советское время праздники уже перестали быть и сословной привилегией, и возможностью сытно поесть.

Праздник и праздничное застолье приобрели свое естественное назначение: посидеть в компании друзей и угостить их тем, что могла изобрести фантазия хозяйки.

Когда сейчас начинают перебирать блюда застолий, искать какие-то недостатки, главным образом, чтобы еще противопоставить советское и нынешнее, они забывают о том, что в то советское время еде никогда не была культом. Если готовили необыкновенные блюда, изобретали новые салаты и пекли чудесные торты, то не ради удовольствия полакомиться продуктом, а ради того, чтобы удивить и казать о чем-то своем. Это было похоже на желание спеть в компании романс или походную песню, рассказать о новой книге или спектакле. Иными словами застолье становилось особым способом передать свою радость и умение гостям. 

Праздничный стол, объединив друзей и родных, превращался в своего рода место общения, а потом уже еды. Часто в спорах, шутках и рассказах, люди даже забывали о том, что что-то нужно есть и пробовать, что-то выпивать и говорить тост. Хотя произнесение тостов очень долго держалось своеобразной застольной традицией, ввергая некоторых гостей в угрюмое состояние. Приходилось встречать ребят, которые старались обойти этот ритуал, ссылаясь на то, что у них Цицерон с языка не слетел и пусть говорят те, кто умеет, а не в обязательном порядке по кругу.

Когда мы оцениваем тот или иной период в жизни общества, те или иные обстоятельства, то всегда нужно понимать и смысловую нагрузку того или иного события. Советский период не являлся периодом, когда праздничное застолье играла какую-то особую роль в жизни общества. Это не было связано с религиозным ритуалом, это не являлось возможностью наесться вдоволь редких в обыденное время блюд, особенно мяса. Это не было торжественным приемом для создания определенного статуса в своем кругу.

Застолья являлись частью обычного быта, для которого важно гостеприимство, общение и уже в последнюю очередь вкусная еда.

Конечно, семейные и дружеские застолья не отличались вкусовыми изысками, не имели целью удивить гурманов и должны были демонстрировать достаток семьи.

Все помнят, как Хазанов изображал студента «калинарного» техникума. В то время в повара не очень стремилась молодежь, потому что культа еды еще не существовало.

Это теперь всевозможные шоу и кулинарные передачи по ТВ, описания экзотических блюд и списки элитных ресторанов звучат как музыка и манящий рай для большинства. Существуют даже кулинарные туры по разным странам мира. Еда стала культом. 

И конечно, в таких условиях трудно представить, что скромные советские застолья удовлетворяли запросам советского человека, пришедшего в гости ради друзей или родных.

На Западе вообще нет  в традиции устраивать застолья. Там могут ходить в гости, но в лучшем случае вас угостят чаем или кофе с печеньем даже на чей-то день рождения.

Для русского человека застолье на праздник – это способ передать радость гостям. Желание угостить, а не похвалиться достатком, не  свое богатство показать, иметь возможность доставить удовольствие друзьям.  Потому и не важно было советским гражданам насколько изыскан твой стол. Важно было знать, что ты можешь угостить, и люди остались довольны, получив радость от общения.

Против похвальбы и показухи боролись в Советское время, осуждая «купеческие свадьбы». 

Но времена меняются И теперь возобладал именно купеческий подход к праздникам.

Для того чтобы поразить воображение знакомых, устраиваются пышные богатые свадьбы, деньги  для которых берутся в кредит в банках. Парадокс в том, что большинство тех, кто стремится пустить пыль в глаза свадьбой, не имеют возможности устроить после свадьбы свои бытовые условия. Но иллюзия того, что именно богатую свадьбу ты запомнишь на всю жизнь, пересиливает доводу разума и практические доводы друзей.

Вот и непонятно нынешним гражданам умеренность советских праздников и свадеб. Непонятно, что кроме шикарной еды и антуража были иные взаимоотношения между друзьями и другие интересы, кроме меркантильных. И эти новации так прочно успели утвердиться в голове у богатых и состоятельных, что им непонятны уже даже европейцы, не то их предшественники – советские граждане.

«Итальянки привыкли, что еда — это только повод поговорить. Моему знакомому такой подход к застолью показался чужим.

«Я думал, что в России принято говорить за обедом или ужином, но нет, мы молчаливы по сравнению с итальянцами и итальянками. Даже после тяжелого дня им хочется еще что-то бесконечно обсуждать. Мы с моей девушкой иногда обедаем с друзьями, но только пару раз в месяц, потому что вынести каждый день такое трудно», - отметил Леша.

Причина не в том, что надоедает разговор, а в том, что для молодого поколения еда стала своего рода святостью. Вкус, наслаждение, новизна блюд и новизна вкусовых ощущений – вот то, что заставляет наших современником пускаться в кулинарные туры и искать удовольствия не в архитектуре, традициях, музыке или живописи, а в кулинарных традициях, в ресторанах и даже в фаст-фуде.

Естественно, и жен теперь наши юноши будут выбирать в соответствии с их кулинарными способностями.

«Леше нравится жизнь в Италии, и он хочет остаться тут жить, но вот девушка у него из России. 

«Чем южнее, тем более патриархальные взгляды в этой стране, а вот в Милане, Турине, Вероне и других крупных городах на севере страны девушки не часто умеют готовить. Как правило, в Италии почти все могут сварить равиоли или сделать пасту, но так, чтобы готовить каждый день, делать это творчески, не всегда это женская забота.»

Патриархальные традиции возвращаются к нам, а советские- переходят в Европу.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic