Натужный скрип "духовных скреп"

Для РПЦ МП наступила полоса невезения.
Украина создала свою почти что автокефальную, а пока самостоятельную церковь .
Противостояние в екатеринбургском сквере показало не силу духовных скреп, а их трухлявость.
Наборы в семинарии падают. Так, в Ставропольскую семинарию поступило всего 14 человек в прошлом году. И это при приеме в 40 человек. А ведь было время, когда в семинарии был конкурс. Но то время давно прошло. И если раньше принимали уже не путем отсева слабых, а по остаточному принципу: лишь бы документы сдал, а число ошибок в сочинении на лист лишь немногим меньше числу слов в тексте, никого уже не смущало. Принимались все, как шутили попы: « хромые, сухие, чающие движения воды». Так теперь и «сухих хромых» недобор. Глядишь, и вернутся советские годы, когда закрывались пустеющие семинарии и приходские церкви, не дававшие дохода даже самим священникам. Вот только обвинять уже вроде бы некого в этих бедах. Нет советской власти, нет гонений. Правда остались либералы с их европейскими ценностями, но они же иконки и свечки не продают. Конкуренцию не составляют.
Отчего же в таком случае падают доходы РПЦ МП? Неужели архиереи своими строгими требованиями и контролем над доходами перекрыли приток неучтенных средств в карманы приходского клира? Именно на этот архиерейский произвол и жалуются приходы. Слишком больших отчислений в епархиальную казну требуют.
А может быть налоги остались прежними, да иссякли ручьи и реки, питавшие приходы?
И не мудрено. Если учитывать, что в храмах постоянно бывают пенсионерки и женщины с нищенскими доходами, то для них повышение цен на требы и свечи с иконами очень сильно бьют по карману. «И рад бы в рай, да грехи не пускают.» Нет у них возможности заказывать молебны и обедни, спасаться жертвой Богу.
Но ведь в школах теперь детишкам преподают основы православной веры. Где же молодое поколение 90-х и 2000-х, которое освободилось от ложных советских идеалов науки и знания? Где будущие молитвенники Земли Русской?
А их нет. Да и откуда им взяться, если хлеб свой насущный они добывают в поте лица своего, а служителей Бога видят на дорогих мерседесах, с дорогими телефонами и праздно живущими в сени своих обителей или в элитных квартирах.
Есть такая хорошая русская пословица: «Сама себя раба бьет, что не чисто жнет».
Приведена она в пьесе А.Островского «Свои люди, сочтемся». Герой пьесы купец Большов решил обмануть своих кредиторов и переписал все свое имущество, лавки и заводы на приказчика Подхолюзина. Думал, что тот всю жизнь будет ему безропотным рабом. Д а не вышло. Ни дочь, ни зять бывший приказчик, решили, что деньги им важнее, чем выкуп отца из долговой ямы.
Тогда-то и понял купец, что нечестность его собственная привела его к печальному результату.
То же самое случилось и с нашей РПЦ МП. Уж очень захотелось продемонстрировать ей не веру в Бога, а материальные выгоды служения Богу. Сильная и богатая церковь на поверку оказалась совершенно не той структурой, которая была бы со своим народом и заботилась о сирых и голодных, которая привлекала молодые умы и души, которая не только проповедовала о морали и нравственности, но сама давала образцы нравственности и человеколюбия не словами, а делами.
Но церковь решила, что гораздо важнее убедить народ, что ее богатство – заслуженное, решала оправдаться за роскошь и даже увековечить ее.
"Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным",
"Когда люди жертвуют что-то на храм, на то, чтобы духовенство выглядело достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего, которые меряют отношение к человеку деньгами, это естественное стремление человека показать, что самое главное - не рациональное расходование средств на те или иные преходящие нужды, которые никогда не будут полностью восполнены, а посвящение своих денежных средств, своих трудов на то, что принадлежит Богу, на те символы, которые напоминают нам, что главное - это не политика, не экономика, не обывательские нужды человека, не его материальные интересы, а присутствие Бога, Его тайны и духовная вертикаль в окружающем нас мире", - сказал отец Всеволод.
Тех же людей, которые упрекает духовенство в роскоши, протоиерей Чаплин назвал недоброжелателями и сравнил с Иудой. Ведь это он говорил, что не надо тратить драгоценное миро на помазание Тела Иисуса Христа, а нужно продать это миро и раздать деньги нищим.»
Но народ не понял протоирея. Он решил, что сравнение даже патриарха с Христом, идущим на Голгофу, несколько поспешное и слишком уж лишенное святости.
Как-то странно получается, что деньги пожертвованные Богу, прославляют Бога через мерседесы, виллы, айфоны и прочие предметы роскоши на служителях этого Бога.
Так что нет ничего удивительного в падении престижа церкви и православия вместе с ней.
Тем, кто решил, что народ должен оставаться бесправным и безгласным рабом, что церковь должна богатеть за счет чужих доходов, что демонстрация богатства клиром должны стать свидетельством ее силы и привлечь желающих присоединиться к этой силе, получили совершенно обратный результат.
Добровольно народ не пошел в церкви, не стал православным на деле. Как было 3% верующих, так через 30 лет эти 3% и остались.