ansari75

Category:

Молитвенные тупики сознания

В то время, как в Европе большинство населения уходит из церкви и считает светский образ жизни самым приемлемым, не вдаваясь в разбор религиозной догматики, у нас в обществе процесс секуляризации резко оборвался и перешел в процесс насильственной клерика лизации. И если для старшего поколения религия все еще экзотика, то молодежь уже должна чувствовать себя к Богу и христианству гораздо ближе, чем ее родители. Нынешние социологи занялись проблемой: что значит религия для нынешней молодежи.

«Молодежь надеется на семью, друзей, потом — на себя и уже потом — на бога», — говорит Мария Мчедлова, доктор политических наук, главный научный сотрудник центра «Религия в современном обществе» ФНИСЦ РАН. В октябре 2018 года ученые опросили 4000 респондентов (от 18 лет и старше) в 24 регионах России. «Эклектизм сознания — тренд не только российский, а общемировой, — поясняет эксперт. — И имеет разные названия: от «религиозного рынка» до «бриколлажа». Существует две тенденции взглядов молодежи. Первая: эклектизм и смешение сказочности, магии, легенд, интереса к различным религиям (причем не всегда основанного на знаниях). Вторая — четкий выбор определенной религии. У молодежи эклектизм более четко проявляется и имеет более примитивный характер.

В мегаполисах наибольшее количество молодежи идентифицирует себя последователями православия — 43%, верящими в высшую силу, но ни к какой конфессии не принадлежащими — 23%, атеистами — 24%. При этом с возрастом повышается процент православных, а две другие группы уменьшаются в четыре раза. Такие понятия, как «вера» и «церковь», молодежь воспринимает скорее положительно или нейтрально, а на бога уповают в трудных ситуациях, воспринимают его как всепрощение и любовь. Это свидетельствует о христианском мировосприятии».

А вот небольшой отрывок из поста одной православной.:

«Две подруги встречались редко. К встречам всегда накапливались события, требующие обсуждения.

– И что у тебя?

– Я не умею молиться. В храм почти каждое воскресенье хожу лет 25. А тут поняла, что молиться не умею.

– И как тебя осенило? Денег на ремонт не выпросила?

– Да, это само собой. Пост. Стала лекции слушать. Сайт преподавателя семинарии. Не батюшки из глухомани – богослов читает: попробуй, возрази. А там мысль: если ты каждое слово молитвы произносишь без внимания, то молитва бессмысленна. Так, тарахтишь, а Бог не услышит.

– Открыла Америку!

– Да весь ужас не понимаешь! Правила, что утренние, что вечерние – там сколько молитв!? Над каждым словом со вниманием. А еще допмолитвы – о детях, о муже, о работе, о нуждах. Ну, не могу я. У меня мысли обо всем: о семье, о детях. Дохожу до конца и смысл уже не помню, думаю, читала или нет. Я ж так их не вымолю, ни их, ни себя. Ужас! Делать-то что?»

___________________________________ 

Другой пример. 

Подруга ходит в церковь православную уже тридцать лет. Она пела на клиросе, подвизалась в монастыре в качестве чада то одного монаха, то другого. Ради подвига послушания забыла и семью, и мужа, не занималась домом и по целым дням пропадала в церкви. Она не сделала никакой светской карьеры, хотя имела большие способности. Закончила ЦМШ, Московскую консерваторию по классу фортепьяно, а потом органа. Но церковь и монахи постепенно стали значить для нее больше, чем весь мир вокруг. В результате она избрала клирос, на котором не была даже псаломщицей. 

И вот эта подруга, тридцать лет проведшая в стенах церкви и сделавшая Евангелие настольной книгой, однажды признается, что не умеет молиться.

Как так. А молитвослов? А куча молитв, канонов и акафистов во всех молитвенниках и требниках?

Оказывается, они ей всегда казались чужими, как одной из подруг из отрывка выше. Но та их хотя бы читала. А это не читала никогда, ни утром, ни вечером, ни на потребу, ни в качестве прошения или благодарения.

Как же она молилась? Силой духа и мысли. Если перевести на понятный язык, то просто прибывала в эйфории во все часы службы.

Собрав весь опыт общения с православными, собрав все их особенности поведения и полного непонимания ими же самими выбранной веры, приходишь к одному единственно верному выводу, сделанному более ста лет назад, к словам Маркса о религии: 

«Религия – опиум для народа. Вероучение – вид душевной сивухи, в которой рабы денег топят свой образ человека, свои притязания на сколько-то достойную людскую жизнь». 

Одно время новые идеологи пытались доказать, что опиумом религия была в то время, когда народ эксплуатировался и держался в невежестве. Теперь же религия стала духовным познанием Бога и смысла жизни.

К, сожалению, мир как был несовершенен, так и остался полным противоречий, сложностей и страданий для каждой отдельной личности.

Выводы социологов о том, что молодежь всего мира пребывает сейчас в состоянии эклектичного (мозаичного) сознания, не говорит о том, что что-то изменится, если эти люди начнут познавать религию как познают науки.

На наркотики подсаживаются не от бедности и безысходности. Так и религия привлекает человека возможностью попасть в иной мир и испытать состояние духовной эйфории.

К этому состоянию экстаза, нирваны, инобытия присоединяется страх будущего. Именно страх не только смерти, а страх будущего, неясного и обманчивого, становится одним из причин возросшего интереса к церкви.

А значит исполнение заложенного в церковной службе ритуала кроме удовольствия еще несет веру в будущее. Способствует распространению религии и рост невежества в молодежной среде, рост самоуспокоения, расслабленной праздности и соответственно, поиска каких-то новых ощущений и переживаний.

Как нет совершенно одинаковых личностей, так не может быть единым душевное здоровье общества. И религия притягивает всех тех, кто пытается спастись от пустоты, испытать эйфорию, но при этом не утруждать себя исполнением всех предписаний, особенно в чтении молитв и канонов.

Церковная служба – это театрализованное представление. Это необычный зрелищный и музыкальный театр, имеющий давнюю традицию умиротворять и погружать в состояние эйфории через определенный ритм чтений, через определенный музыкальный строй, через действия и протяженность их во времени. 

Человек, стоящий на службе, даже сидящий, но не вникающий в слова, не включающий разум для постижения происходящего и вдумчивого осознания сказанного, как это бывает на лекциях или уроках, устает очень быстро. И именно эта усталость провоцирует в нем некое состояние, сходное с опьянением. 

Клир, создающий этот праздник для души, является действующим лицом и потому всегда остается на уровне реальности. Он – трудится. Певчие – тоже. И потому клирики всегда адекватные и знающие свой предмет люди. Тогда как верующие – это одурманенные зрелищем и слушанием отрешенные от реальности неадекватные наркоманы. 

Редко когда встретишь в храме человека, пытающегося понять происходящее. Но когда человек стоит ради знаний о предмете, он недолго остается слепо верующим.

Может быть, спасение для церкви в том и состоит, что мало тех, кто знает церковную иконопись, музыку, архитектуру с их символикой, литургику, каноны и годичный круг с их историей как предметы богословия, а не способ пребывания с Богом. 

И пока состояние опьянения и желания пребывать в нем вечно, не привели молодежь в храмы, они могут мыслить, пусть по-своему, но мыслить, а не цепенеть в экстазе или предаваться эйфории.

Слово социологам:

Что для них Бог

Григорий Крюков определяет бога как «культурный феномен». Он говорит: «Для конкретного человека бог — концепт в сознании, помогающий и наказывающий. Человек благодаря вере в то, что за ним «наблюдают», склонен поступать согласно прописанным в религиозных текстах правилам».

Нина предложила формулировку: «Бог — существо, природу которого я понять не могу, которое создало жизнь или по крайней мере задало ей начало (в масштабах Вселенной). Возможно, оно и делает что-то еще, но уж точно не принимает молитвы и не исполняет желания как джин-кудесник».

Анастасия Туркина понимает бога как «что-то всевышнее, даже если это не бог, то это какая-то энергия, которая оберегает».

Егор Смирнов ближе всех к традиции, для него бог — любовь и всепрощение.

Молодежь нередко воспринимает бога прагматично: как друга, помощника, на которого можно переложить ответственность и получить желаемое, если грамотно попросить. Однако трактовка «Бог есть любовь» говорит о христианском мировосприятии.

Критикуют РПЦ не только атеисты. Неприятие вызывает ханжество и механическое исполнение ритуальных практик: молодежь чутко считывает фальшь и восприимчива к пониманию личной свободы, потому отстаивает право на «своего Бога», «свои ритуалы» и нередко отторгает христианское понятие «раб Божий», порой чередуя христианство и суеверие. Зачастую знание о православии строится на штампах и стереотипах, что приводит к смешению понятий «православие» и «ура-патриотизм».

Молодежь попадает в зависимость от религии именно по собственному невежеству и стремлению найти смысл в своей жизни, не имеющей разворота в будущее. Будущее же отсутствует там, где нет ежедневного труда и стремления трудом изменить настоящее. Духовная лень и праздность, работа без удовлетворения и интереса являются хорошими причинами поворота к религии и вере.

Маркс сказал : «рабы денег топят свой образ человека в вере.» Поэтому неверен вывод социологов о том, что молодежь эклектична в своем знании и в своем сознании именно сейчас. Нет, так было всегда, только акценты расставлялись иначе. Рабы денег были вынуждены ими становиться, чтобы выжить. Они были лишены доступа к образованию, но оно и не нужно было им, если не приносило денег.

Сейчас рабы денег уже трудятся не ради выживания, а ради доступа к удовольствиям. Они как были, так и остались рабами денег, только не ради куска хлеба, а ради автомобиля, айфона, круиза по Европе. Знания снова потеряли свой престиж. Они не приносят денег, а значит не будут востребованы. Нет необходимости тратить государству средства на прекрасное и полное образование. Мозаика восполнит пробелы.

Другое дело, образ человека. И вот тут –то и находится корень и причина всех религий. Образ человека – это не вера в Бога. Это познание себя и мира ради будущего. Нужно захотеть знать, даже если знание больше не престижно. 

Из жажды познания рождается личность, из знания рождается ясный взгляд на мир и его будущее.

Знания разгоняют страхи, освещают мир и разгоняют эйфорический туман религиозного опьянения.


«Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

Как давно написано, но вновь актуально именно сейчас.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic