ansari75

Category:

Альтернатива без альтернативы

Когда-то люди трудились и создавали величайшие произведения архитектуры, искусства, музыки ради одного — ради богов. Служение Богу было их первостепенной задачей. Можно было жить впроголодь, в нищете и скудости, но нужно было создавать удобства и прославлять могущество богов на острове Пасха, в Стоунхедже. Затем храмами Карнака и Луксора, Парфенона и Пергамского алтаря.

С появлением христианства традиция величить бога не изменилась. Все для Бога, все для его восхваления, все в его честь и благодарность.

Но что дал Бог людям, пока неизвестно. То, что Он простил первородный грех, к общем его деяниям не относится. Плоды этого прощения на земной жизни человека никак не сказываются. А сдержал ли Бог свое обещание насчет Рая, пока никому неизвестно. Остается только верить.

И люди верили, пока вдруг не осознали, что и для себя в этой жизни стоит что-нибудь создавать. Не все же плоды трудов рук своих отдавать богам и царям. Стоит и самим пожить в относительном благополучии. Глядишь, и плодов больше принесешь. У голодного ведь что?  все мысли о пропитании.А как голод и холод преодолел, можно и о красоте подумать.

Так постепенно человечество осознало, что не все ради Бога и во имя Бога. Ждать неведомого еще не довод отказываться от настоящего.

И вот в 21 веке, когда человечество стало производить блага для себя, а потом для Бога. И главное, все больше в духовной сфере, через философие и богословие, через этику и эстетику, вновь перед ним поставили даже не альтернативу: Богу Божье, а кесарю кесарево. Перед ним поставили четко: все самое лучшее — Богу, а вы,люди, ждите царствия небесного.

 Появившиеся в прессе сведения о выделении 2,8 млрд бюджетных рублей на новую резиденцию патриарха в Пушкине грозят новым скандалом. По количеству дворцов, резиденций и дач нынешний патриарх РПЦ не сильно отстает от президента. И если его смиренная паства пытается разглядеть в этом парадоксальный признак «возрождения церкви», то светское общество просто перестает воспринимать эту корпорацию как религиозную.

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

История вопроса

Патриаршая и синодальная резиденция в московском Даниловом монастыре, патриаршие покои в Троице-Сергиевой лавре, таинственный Свято-Владимирский скит на Валааме, загородная резиденция в Переделкине площадью 30 га, полусекретный «Объект Скит» в Баковском лесничестве по соседству, «Духовно-просветительский центр…» с роскошным дворцом на берегу Черного моря под Геленджиком, шале в Швейцарии… Это лишь верхушка айсберга, который называется «Элитная недвижимость патриарха Кирилла».

Большинство патриарших дворцов не принадлежит Кириллу по праву собственности, и он не несет обязательств, связанных с их содержанием, перекладывая их на свою «многомиллионную» паству, а чаще — на спонсоров-благотворителей из среды крупнейших госкорпораций и чиновничества. Тем не менее все эти десятки тысяч квадратных метров, обставленных самой дорогой мебелью (патриарх предпочитает итальянскую) и оборудованных по последнему слову техники, вряд ли доступны простым смертным, включая епископов. Часть объектов охраняют сотрудники ФСО на деньги российских налогоплательщиков. А часть — как, например, новый дворец в Пушкине под Петербургом — и вовсе строит управление делами президента РФ, вкладывая миллиарды бюджетных рублей.

Резиденция патриарха на Валааме. Фото Александр Николаев / ТАСС/ Интерпресс
Резиденция патриарха на Валааме. Фото Александр Николаев / ТАСС/ Интерпресс

Резиденция патриарха на Валааме. Фото Александр Николаев / ТАСС/ Интерпресс

Отставной пресс-секретарь патриарха о. Владимир Вигилянский признал в одном из интервью: «Все ставропигиальные православные монастыри являются резиденциями патриарха». Этот статус является самым высоким, поскольку ставропигиальные приходы независимы от местной церковной власти и подчиняются напрямую патриарху. По данным «Википедии», сегодня в РПЦ насчитывается 33 ставропигиальных монастыря — как мужских, так и женских. Это и знаменитые Оптина пустынь, Новый Иерусалим, Валаам, Соловки, Пюхтица и малоизвестные, но эффективные с точки зрения «окормления спонсоров» Борисоглебский Аносин или Александро-Невский женские обители в Московской области.

При Алексии II не все они имели отдельно стоящие патриаршие резиденции на своих территориях, но Кирилл навел в этом вопросе порядок. Если монастырь хочет сохранить статус ставропигиального и соответствующий ему доступ к федеральным ресурсам, то он обязан выстроить и содержать патриаршую резиденцию, которая в некоторых случаях используется «хозяином» лишь один раз за несколько лет. Это вопрос статуса, а не практической целесообразности.

Кроме ставропигиальных монастырей есть еще десятки храмов, имеющих статус патриарших подворий, и соборов (типа храма Христа Спасителя или Елоховского в Москве), которые считают делом чести иметь свои отдельные покои для патриарха. Строительство и содержание всей этой гигантской недвижимости обходится РПЦ и ее спонсорам в миллиарды рублей ежегодно, что превосходит совокупный бюджет десятков епархий.

Это даже не «средневековая модель», а какой-то Древний Восток — Египет, работающий на фараона. (Не совсем.  Древний Египет, работающий на фараона, у нас впереди, когда восстановят любезную православным монархию. Это до 17 го года у нас был и Древний Египет и Средневековье в одном флаконе. А сейчас пока еще только Средневековье. Ведь не Кириллу строятся виллы и храмы, а Богу и Его Церкви Небесной.

Жили в европе короли. Строили храмы в дар Богу, умирали, не успев достроить, но их приемники продолжали строить и начинать новые.

Так и теперь. Не будет Кирилл патриархом, вы думаете, стройки прекратятся? Какой-нибудь митрополит Тихон (Шевкунов) или митрополит Иларион (Алфеев) скажут: а постоим-ка мы всместо храма Дворец для детей или новый прекрасный театр оперы и балета, или на худой конец, фабрику или завод для создания рабочих мест и повышения ВВП? Очень сомнительно. Вот открыть парковку или торговлю пирожками во славу Божию и для пополнения епархиальной казны — это пожалуйста. Все остальное пусть строит «кесарь». Кесарю кесарево, Богу — Божье. )

Патриарх Кирилл поднял стандарты предстоятельской жизни на недосягаемую высоту, не имеющую прецедентов в российской церковной истории. В каких условиях жили его предшественники?

  • Первый патриарх советского периода (после почти 200-летнего отсутствия патриаршества) Тихон (Белавин) жил на подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, а затем — под домашним арестом — в домике при входе в Донской монастырь.
  • Назначенный Сталиным в 1943 году патриарх Сергий (Страгородский)до своего назначения, занимал комнату в съемной квартире, где также размещалась и канцелярия, а затем переехал в особняк немецкого посла (бывшая усадьба Афросимовых) по адресу: Москва, Чистый переулок, 5, где до сих пор располагается рабочая резиденция патриарха.
Вид на резиденцию патриарха в Чистом переулке в Москве. Фото: РИА Новости
Вид на резиденцию патриарха в Чистом переулке в Москве. Фото: РИА Новости

Вид на резиденцию патриарха в Чистом переулке в Москве. Фото: РИА Новости

  • Его преемник, Алексий I, получил от советского правительства дачу в Переделкине, где имелся двухэтажный деревянный дом, покои в Троице-Сергиевой лавре и летнюю дачу на море при Успенском монастыре в Одессе.
  • Этим же пользовался и патриарх Пимен, лишь под конец жизни которого построили резиденцию в Даниловом монастыре.
  • При Алексии II число патриарших резиденций немного возросло, достигнув десятка. Однако предшественник Кирилла предпочитал жить в частной квартире в ЖК «Золотые ключи», а иногда прилетал отдохнуть в швейцарское шале тогда еще митрополита Кирилла.
  • (Предшественник патриарха Алексия, патриарх Пимен умер в мае 1990 года. А Горбачевская перестройка с празднованием тысячелетия крещения Руси начались от 1987- 1988 гг. Говорить о Советской власти уже вряд ли приходится. Так что дары патриархам посыпались уже не от Советской власти, а от разрушителей этой самой власти в надежде, что Бог и церковь простят Иудин грех Горбачеву и его соратникам)

Раньше — устами, например, председателя синодального Отдела по взаимодействию церкви и общества протоирея Всеволода Чаплина — Московская патриархия прямо оправдывала роскошь как часть «нелегкого креста патриаршего служения».

В анналы вошла его фраза: «Люди хотят, чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти».

Состоит ли служение церкви в том, чтобы потакать подобным страстям «людей», и как все это соотносится с Основателем христианства, который «не имел, где главу преклонить», неизвестно. Зато известна заповедь, которую Иисус Христос дал Своим апостолам и их преемникам, отправляя их на проповедь: «Ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды» (Лук., 9:3).

Теперь — после серии громких скандалов, связанных с демонстративной роскошью патриарха, — патриархия подкорректировала риторику. Акцент ставится на то, что патриарх «практически» не имеет ничего своего, он — почти бомж и бессребреник. Все несметные богатства, которыми он пользуется, ему не принадлежат и своим наследникам (коих по официальной версии нет) он их не передаст, а все принадлежит церкви и России.

Может быть, по окончании нынешнего патриаршества в каком-нибудь из дворцов даже откроют детский дом или санаторий.

Появившиеся на этой неделе в прессе сведения о выделении 2,8 млрд бюджетных рублей на новую резиденцию патриарха в Пушкине его пресс-секретарь о. Александр Волков назвал «абсурдом». Оказывается, речь идет не о резиденции, а «о реконструкции шедевра русской архитектуры». Ну а то, что на территории «шедевра» два-три раза в год будет останавливаться патриарх в специально оборудованных для этого и тщательно охраняемых покоях, решено не называть словом «резиденция».

_______________________

И все-таки за критикой патриарха люди должны понимать, что не патриаршие амбиции проявляются в стройках и реституции, а привычка всех религий брать, получать и богатеть во имя Бога и ради Его восхваления. 

Не будет иной политики, кто бы не стал у руля любой религиозной структуры.

Бедных религий не бывает, как и бедных божеств. Даже индусские дервиши или ищущие просветления буддисты, все средства материальные прилагают не к улучшению жизни народа, а на создание величественных и дорогостоящих даров Богам.

Подумайте сами, сколько нужно средств на возведение величественных храмов, причем не из архиерейской или патриаршей казны. А вы удивляетесь, что  закрываются школы, поликлиники, детские сады.

Или Богу, или кесарю. Иначе никак не получится и то, и другое.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic