Categories:

Москва в кино

ВМоскве можно найти и сверхсовременные здания, и старинные улочки, которые всегда привлекали кинорежиссеров. Портал «Культура.РФ» собрал самые знаменитые советские фильмы, запечатлевшие столицу в период с 20-х по 80-е годы.

Москва, 1920-е годы

Москва

О том, как выглядела столица в начале XX века, — в документальном фильме режиссеров Михаила Кауфмана и Ильи Копалина. Авторы проводят своих зрителей мимо Красных ворот, по Тверской и через Кузнецкий Мост. Заканчивается это путешествие во времени и пространстве у здания Центрального исполнительного комитета СССР, исторического Сенатского дворца.

Москва, 1930-е годы

Цирк

Широкие московские площади, Большой театр и парад физкультурников. «Цирк» — своеобразный гимн эпохе 30-х и тем архитектурным переменам, которые произошли в то время. При этом комедия Александрова стала последнем фильмом, в котором на башнях Кремля красуются двуглавые орлы.

В том, когда и какая символика появляется в кадре, можно увидеть целую историю изменений, прошедших в Кремле в 30-х годах, а также разгадать, в какой момент создан тот или иной эпизод фильма.

Из окон гостиницы, в которой живет Марион Диксон, видна Спасская башня с двуглавым орлом на вершине. Однако именно Спасская станет первой из кремлевских башен, на которой старая символика будет заменена новой. Это случится 24 октября 1935 года. Следовательно, съемки летних сцен фильма прошли в 1935 году.

Москва, 1940-е годы

Свинарка и пастух

Судьбоносная встреча главных героев Глаши и Мусаиба состоялась на ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставке), сегодня — ВДНХ. Праздничная атмосфера выставки, планы на будущее и любовь — все это в фильме, съемки которого заканчивались уже под грохот снарядов Великой Отечественной.

Свадьба

В 1944 году в Москве закончились съемки «Свадьбы» Исидора Анненского. Комедия создана по мотивам одноименного чеховского водевиля, и создатели как могли старались найти подходящую натуру для работы. Так, проезд Апломбова по провинциальной улочке снимался в районе Самотеки. И зрители бы никогда не догадались, что за этими купеческими фасадами стоит голодный, истерзанный войной город, если бы не одно обстоятельство. Посмотрите на экран внимательнее, и вы увидите самую характерную деталь Москвы 1944 года — стекла заклеены крест-накрест, чтобы не разлетелись от бомбежек.

Москва, 1950-е годы

Алеша Птицын вырабатывает характер

Только что построенные сталинские высотки (гостиница «Ленинградская», главное здание МГУ, жилой дом на Котельнической набережной), площадь трех вокзалов, станции метро «Комсомольская» и «Курская» Кольцевой линии и многое другое. Гостеприимный маленький москвич Алеша водит своих гостей, а заодно и зрителей фильма по любимому городу.

Девушка без адреса

Москва 50-х показана и в фильме «Девушка без адреса». Сюжет построен так, что всю дорогу потерявшиеся на вокзале герои ищут друг друга в большом городе. О том, насколько он большой, в фильме есть даже песенка.

В кадре мелькают Ленинградский проспект и Тверской путепровод, широкая Пушкинская и Суворовская площади. В фильме не раз можно заметить доходный дом Макарова, построенный в начале XX века, и дом 8 на Малой Молчановке — знаменитый «дом со львами».

Москва, 1960-е годы

Я шагаю по Москве

Панорама Котельнической набережной и здание МИДа, Плющиха, Девичье поле, новые дома на Ростовской и Бережковской набережных и, конечно, московское метро — все это можно увидеть в картине «Я шагаю по Москве».

Благодаря любовно снятым пейзажам столицы режиссер Георгий Данелия и оператор Вадим Юсов считаются едва ли не главными урбанистами советской кинематографии, сумевшими передать даже запах города: новеньких пластинок в ГУМе, мокрых листьев, памятников и мостовых.

Июльский дождь

Москва 60-х становится самостоятельным героем в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь». Автору важно все: и панорамы парадной части столицы, и малосимпатичные московские закоулки, афиши, городской транспорт, толпа на улице.

Действе фильма начинается в Столешниковом переулке, где Лена попадает под дождь. Дальше мы перемещаемся к Петровским воротам, где живет главная героиня, а потом вдруг попадаем на Поварскую. Музыкальным фоном для последней служит композиция Луи Армстронга. что придает простоватой улице особый лоск.

Герои постоянно гуляют по Москве, в кадре оказываются площади, Тверской путепровод, только что открывшийся тоннель на Маяковской и многое другое. Заканчивается картина у здания Большого театра, где Лена видит встречу фронтовиков.

Берегись автомобиля

Сретенка, Николоямская и Остоженка — в кадрах фильма «Берегись автомобиля» можно увидеть многие улицы Белокаменной, а также здания и учреждения, которых в современной Москве найти невозможно.

Москва, 1970-е годы

Семидесятые в кино представлены панельными домами и небоскребами.

Иван Васильевич меняет профессию

«Лепота!» — восклицает царь Иван Васильевич, глядя на обновленный центр столицы в фильме Леонида Гайдая. Панорама. Резиденция государя снималась в Кремле Ростова Великого, а вот современные улицы в фильме — столичные. Так, дом Шурика находится на Новокузнецкой улице, машина милиции отъезжает от здания гостиницы «Союз», расположенного на Университетском проспекте, в непосредственной близости от киностудии «Мосфильм», а машина скорой помощи — от 17-го подъезда телецентра «Останкино».

Романс о влюбленных

Антитеза старой и новой жизни подчеркивается архитектурой в фильме «Романс о влюбленных». Прежняя любовь Сергея — Таня, осталась в доме №19 в Трубниковском переулке, куда он привез ее в начале фильма. Новая жизнь героя начинается в одном из только что построенных районов столицы, который только предстоит обживать. «Мы посадим деревья, и будет красиво», — говорит Сергей, глядя из окна на новенький район.

Москва, 1980-е годы

Покровские ворота

Главным «архитектурным» фильмом восьмидесятых, как ни странно, являются «Покровские ворота». «Москва, 50-е годы...» — гордо заявляет молодой Костик в начале картины, но важно помнить, что фильм вышел в 1983-м, и именно Москва эпохи застоя здесь выдана за ту «оттепельную» столицу, о которой идет речь в картине. Кроме того, в конце «Покровских ворот» режиссер Михаил Козаков намеренно показывает нам уже современный город.

Мимо Подколокольного переулка, Солянки, дома Пашкова через Ленинский проспект, минуя главное здание МГУ, Савранский влетает в новую Москву.

«Отшумели шестидесятые, семидесятые пролетели, восьмидесятые проросли...» — перечисляет голос за кадром, а на экране проплывают уже новые многоэтажные жилые дома, высотка на Котельнической набережной и Московский Кремль.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic