Как защитить Победу? В борьбе идей современная Россия не преуспела
74 года назад Советский Союз победил не только на фронте, но и в войне умов. Выстояла идея независимости нашего народа, нашего государства. Идея социализма. Идея союза народов, который «сплотила навеки великая Русь». Эти слова гимна появились в первый день 1944 года, который стал для Советского Союза годом освобождения. Затевая войну, Гитлер надеялся не столько на опыт и целеустремлённость своих дивизий, сколько на мистическую идею нацизма, на расовое превосходство истинных арийцев над русскими и прочим «азиатским сбродом», на идейное превосходство над большевиками, которых он откровенно демонизировал. Отпор на идейном фронте удивил врага сильнее «катюш».
В наше время «гибридных» войн очевидно: недостаточно победить — нужно уметь рассказать о победе. Советский Союз в этом смысле соответствовал лучшим мировым стандартам. Ведь у нас была не только воинская, но и литературная, кинематографическая, художественная, музыкальная сверхдержава. Так было, но можем ли мы сказать нечто подобное о современной России?
Наше видение Второй мировой войны сегодня мало кто в мире разделяет и понимает. И мы почти ничего не сделали, чтобы исправить положение, чтобы сберечь наследие Победы. Хотя о событиях 1944 и 1945 годов советские учебники рассказали гораздо объективнее, чем фильмы про рядового Райана и установки современных толерантных организаций.
Но голос нашей правды почти не слышен «на земле, безжалостно маленькой». Легче всего объяснить это тем, что «все они — неблагодарные и коварные гады». Эту песенку любят нынешние звёзды нашего патриотического телеэкрана. Многие им аплодируют, вполне искренне. «Кругом измена, и подлость, и обман». Но это эмоции, далёкие от здравомыслия. У победителей должна быть другая логика, в ней нет места жалобным интонациям. Всё-таки не зря в СССР боролись с «нытиками». Работать над ошибками гораздо полезнее, чем упиваться несправедливостью мира.
За последние 30 лет мы допустили непростительные просчёты во внешней политике, в отношении потенциальных союзников… Наши действия и декларации слишком противоречивы, нередко мы забываем, что находимся в одной лодке с собственными дедами и прадедами. То открыто декларируем, что «Гитлер хуже Сталина», то обижаемся, когда нечто подобное изрекает какой-нибудь Йенс Столтенберг. Опрометчивая позиция! Отказываться от идеалов, с которыми связана память о подвигах, которые до сих пор объединяют народ? Ничего, кроме презрения, мы за такие манёвры не получим. Ещё бесполезнее выглядят попытки упрекать соседей, противников или партнёров за тени их далёких предков. Идея исторической ответственности народов за события вековой давности — странная ересь, которую почему-то исповедуют многие наши нынешние пропагандисты. Слабовато получается. «А вы ещё в XVI веке мародёрствовали!» — такие истерики, такие счёты ещё никому не приносили счастья. Будущее не будет принадлежать тем, кто занимается столь лихорадочным сутяжничеством. В своё время и немецким «сверхчеловекам» не помогло чувство мести за обиды времён Зигфрида и Брунгильды.
Нужно трезво оценить ситуацию, в которой мы очутились. Против наследия Победы идёт идеологическая борьба. Существует заказ: скомпрометировать Великую Отечественную, очернить свершения Красной армии и её идеологов. Появилась мода на некоторую лёгкую, как бы ненавязчивую симпатию к гитлеровцам. Вроде бы не без иронии, но — тенденция такая существует и её важно отметить. Многих вдохновляет опыт Польши, Прибалтики, которые «освободились от советской идеологии». Там ведь даже наша символика оказалась под запретом — наряду с гитлеровской.
Была когда-то русско-литовско-эстонская песня: «Помню всех Ивановых и всех Чуладзе, погибших в Литве. Помню всех Павленко и всех Пятрайтисов, погибших под Курском. Я был бы достоин проклятья, самого жестокого на этом свете, Если б забыл вас, братья, Моего Отечества дети». Сегодня в Прибалтике так не поют… Это Антанас Дрилинга, перевод Льва Озерова. Музыку написал Давид Тухманов, исполнял Яак Йоала.
Пропаганда, конъюнктура?.. Всё гораздо сложнее. Был найден ракурс, позволявший сохранять идеологические приоритеты, в том числе и с помощью «фигур умолчания». Создавался в определённой мере компромиссный, но всё же (а может быть, именно поэтому!) вполне жизнеспособный образ Великой Отечественной.
Есть ли будущее у идеологии стран, которые мы по инерции сегодня называем «ближним зарубежьем»? Нынешний отказ Варшавы и Риги от советских идеологических схем — это перелицовка истории. Их концепция известна: отрицание того, что именно Красная армия освободила Европу от нацизма; вычёркивание из народной памяти своих коммунистов и симпатизантов СССР; героизация соотечественников, которые воевали против Красной армии, даже под знаменами рейха. Памятники нашим солдатам при таком обороте — это уже не святыни, а реликты «советского тоталитаризма», который приравнен к гитлеровскому.
Стали ли они счастливее? Выиграли ли они, отказавшись от собственного коммунистического наследия, от памяти тех своих предков, которые сражались на стороне победителей, а не проигравших?
На Украине эти процессы проходят более болезненно, но направление вряд ли изменится в ближайшие годы. У нас нечто подобное предлагали и предлагают радикалы, которые на первый взгляд погоды не делают. И симптомы болезни время от времени проявляются, достаточно вспомнить задрапированный мавзолей. Даже китайских союзников (которые, находясь в России, решают посетить какой-нибудь революционный музей) наши чиновники предпочитают не сопровождать. Но ведь стыдясь таким образом своего прошлого, мы не только теряем лицо в глазах конкретной делегации из Китая, но теряем себя в историческом масштабе!
Впрочем, часть нашей интеллигенции готова даже к историческому суициду, лишь бы уконтрапупить ненавистный «совок». Потому и возникла интеллектуальная мода на коллаборационистов, потому и начинается — конечно, в узких кругах — возвеличивание таких банкротов, как Власов и Бандера.
Историческая правда — это не сумма суеверий. Реальность, с которой нельзя не считаться. Но её можно и нужно менять, если мы оказались в тупике. Чтобы не оказаться на задворках, нужно действовать осмотрительно, собранно и целеустремлённо. Трезво оценивать свои возможности и цели, не презирать идейных противников, а переигрывать их. Многому нас научит героическая история Великой Отечественной. Наследники Победы, мы живём в стране уникальных возможностей.
Но этот статус придётся отстаивать. Борьба за ресурсы — значит, и борьба за умы, в будущем будет только обостряться, и нам есть что защищать. Сделать это можно только под Знаменем Победы.
Арсений Замостьянов