Главных страхи советского человека
Злые языки утверждают, что граждане Советского Союза все время жили в страхе. Это отчасти правда: у советских людей действительно были страхи, как, собственно, и у всех жителей Земного шара. Давайте вспомним, чего больше всего боялись люди в СССР…
Ядерная война
Это был главный страх любого советского человека, периодически обострявшийся после очередных учебных тревог. Почти каждый гражданин СССР представлял, как выглядит «ядерный гриб», знал, в какую сторону нужно упасть, если ядерная вспышка от него произойдет с правой стороны, ловко справлялся с противогазом, неплохо ориентировался в бомбоубежище.
Страх ядерной катастрофы отпустил советского человека только перед самым концом Советского Союза, когда американцы стали названными друзьями.
Милиция
Если среди американцев распространена необъяснимая боязнь клоунов, то в Советском Союзе эту роль монстров выполняли милиционеры. «Придет милиционер и тебя заберет», — этот материнский призыв к порядку знаком почти каждому советскому человеку.
Правда, нельзя сказать, что советские дети особо боялись милиции: страх спонтанных контактов с правоохранительными органами появлялся уже в более зрелом возрасте
Страх быть завербованным иностранной разведкой
Этого опасались даже те люди, деятельность которых вряд ли бы заинтересовала западные спецслужбы. Граждан иностранных государств, особенно капиталистически, большинство советских людей боялось как огня.
В первую очередь, конечно, это касалось советских граждан, попавших за рубеж: почти все время человек находился в напряжении в ожидании подвоха от ЦРУ. Кроме того, высокий уровень страха командированного поддерживали кураторы из КГБ, которые, как правило, сопровождали все советские туристические и деловые группы.
ОБХСС
Эту аббревиатуру, которая расшифровывалась как «Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности», боялся каждый работник торговли: от директора крупного универмага до продавца сельского магазина.
Сотрудники ОБХСС появлялись нежданно и проверяли работу весов, уровень влаги в колбасе (искусные продавцы специально замачивали ее для увеличения веса), наличие левого товара на складе.
Страх подкреплялся еще тем, что некоторые фигуранты громких уголовных дел по хищениям “Елисеевского” универсама в Москве и системы рыбных магазинов “Океан” были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу.
Госучреждения
Всевозможные собесы, профкомы и прочие «нотариусы». Сюда большинство советских граждан отправлялось, как на плаху.
Порой создавалось ощущение, что в стенах этих учреждений распыляют какой-то нервно-паралитический газ: даже самые непроходимые гордецы и эгоцентристы здесь вспоминали о смирении и покорности.
Вернее, будет сказать, эти учреждения пугали своей рутиной и долгой неизбежной процедурой получения справок, выписок, заявлений, решений. Нужно было запасаться не смирением, а терпением на долгое ожидание.
Но разве нет бюрократии сейчас у нас и по всему миру? Была и есть. Разница лишь в том, что современные технологии позволили упорядочить очередь (электронные талоны и запись по интернету), но ожидание и количество необходимых справок и подтверждений увеличилось в несколько раз.
Обман в магазине
Если советские продавцы испытывали страх перед ОБХСС, то несвязанные с торговлей граждане боялись обмана в магазинах. В позднем СССР процветали точные технологии обвеса и прочие манипуляции с продуктами.
На вызовы нечистых на руку торговцев советский человек отвечал безменом, который брал с собой при каждом походе в овощной или продуктовый магазин.
Сглаз
Этот страх достался советским людям от далеких предков, и он «работал» независимо от того, насколько гражданин был подкован в марксизме-ленинизме, в физике и других естественных науках.
Поэтому в ситуациях, в которых какой-нибудь англо-сакс хвалился грядущей успешной сделкой, советский человек сокрушался о том, как все у него не складывается в жизни либо плохо идут плевал через левое плечо и стучал по дереву. Страх сглаза благополучно перекочевал и нынешним гражданам России.
Алексей Плешанов
___________________________
Да, обвес был частым мелким преступлением продавца. Но и нынешние электронные весы не отменяют манипуляций с весом и нас продолжают обманывать, как и в советское время.
Однако обман стал не частным преступлением безвестного продавца. Обман с весом, качеством, соответствием возведен в систему торговли. Весом зарабатывают себе дополнительный доход предприниматели-хозяева, продавцы и дирекция магазинов.Но главное — это обман в качестве.
В советское время люди не боялись некачественного товара. Зато теперь вес — наименьшее зло. Гораздо сложнее установить качество продукции. И страх мошенничества и обмана в качестве отошел на второй план. Фальсификат стал у нас уже не просто страхом, а кошмаром, не позволяющим забыть о нем ни на минуту.
Да, советские страхи были наивные и не приводящие к стрессу и разочарованиям. Страхи были бытовые, мелкие и умозрительные. Но ни один советский гражданин не переживал тех страхов, которые стали постоянным стрессовым состоянием общества в наше время.
Никто не боялся потери работы, отсутствия денег, нищеты, потери квартиры, невозможности выучить детей и вылечить их и самого себя из-за дорогих лекарств и дорогостоящих операций.
Вера в будущее, возможность осуществления мечты и реализации своих способностей были спасением от любых страхов. И это именно те достоинства общественной жизни, которые утеряны у нас.
Что же касается страха быть завербованным иностранной разведкой, то в нашем новом мире многие сочли бы это благом для себя. Целые общественные организации и трудящиеся в них граждане, являются такими агентами, но считают себя борцами за справедливость, потому что любовь к той или иной системе измеряется у них не понятием родина, а количеством денег, которые платят за такую работу.
Смешно даже говорить о страхах перед сглазом в советское время и сейчас. В то, безрелигиозное время, даже слова о сглазе или стучание по дереву были своего рода шуточной модой. Люди не верили в то, что делали, но ради шутки и дани древнему менталитету предков повторяли такие действия.
Другое дело суеверия и вера в сглаз сейчас. Подогретая религией, она становится своего рода оковами на разуме, добросердечии и открытости между людьми.
Нет ничего страшнее религиозного суеверия, когда человек веря в силу молитвы или знахарства, приворота или порчи готов стать жертвой самовнушения, забывая о здравомыслии. Суеверная вера в действие сделала нашего человека несвободным духовно, зацикленным на запретах и символах религиозного содержания.
Теперь суевери уже не милая шуточка из прошлого, а болезненное искажение психики и поведения личности.
О таком мы не могли даже подозревать.