ansari75

Categories:

Символ, вера и чудо

Христианство стало таким, каким мы видим его в православии и католичестве, в силу психологии народа, понимающего религию по сформированной социальной средой психологии. 

Одни видят в нем учение и мудрость духовно-нравственного характера. Другие и их большинство, верят в вещь, в фетиш, в чудо.

Благодатный огонь разделил наших православных на два лагеря. Символ стал недоступен пониманию человека. Но символ составляет основу христианства. Не мистицизм, о котором некоторые говорят очень много, считая, что именно мистицизм привлек к себе античных язычников.

Но мистицизм присущ всем даже самым ранним формам религии, как, впрочем, и символизм. 

Но именно в христианстве символизм стал основой культа. Начиная от храма, от одежд священства, до молитв и традиции символизм стал сутью и тайным языком христианства.

Умение понимать символ, знание христианства через символическую тайну всегда привлекало мыслящих людей, позиционирующих себя избранными, соучастниками тайны. 

Нынешние мужи от культуры и искусства так привержены православию именно в силу осознания себя избранными, приобщенными к символу тайны.

А простой народ ищет не символа, а конкретики. Отсюда и всякого рода суеверия, придающие значение вещи и действию с ней.

Отсюда такая привязанность к чуду Благодатного огня, как и вера в  Крещенскую купель.

Но вот есть Великий Четверг, есть утренняя с чтением Двенадцати Евангелий и свечки, которые верующие зажигают на чтение . Эти свечки когда-то несли на себе символ того же самого благодатного евангельского огня. Но почему-то сейчас свеча от Двенадцати  Евангелий никому не кажется чудом, хотя символически и есть чудо.

Причащение в Великий Четверг тоже стало верой в чудо. Люди стремятся причастить именно в этот день и верят, что Таинство причастия обретает особую силу. Им невдомек, что если в какой-то день причастие сильнее, чем в другой, то в чем тогда смысл этого Таинства?

Церковный дресс-код еще можно оправдать святостью места. Но вот трудно понять, почему Бог будет умиротворен, если женщина поверх брюк навяжет на себя шарф, хотя должен был бы быть возмущен самим фактом ношения женщинами брюк, как несообразной с их полом одеждой. 

В церкви все построено на символе, который при правильном прочтении становится лишним доказательством спекуляций на теме чуда. 

Если по молитве к святому возможно и исцеление, и получение просимого, то зачем существует традиция возить мощи для поклонения и прошения?

Святые и их мощи могут быть только объектом поклонения в чисто духовном контексте, без  необходимости лобызать их. Но фетишизм в природе человека. И для церкви это очень удобное средство воспитания и извлечения дивидендов, как политических , так и материальных.

Кураев возмущается, что текст его о Благодатном огне вымаран из интернета.

А чему удивляться? Неужели наши власти допустят, чтобы церковь понесла убытки?

Именно нашим властям выгодно развивать в нашем обществе примитивно-утилитарный подход к религии, делать человека невежественной игрушкой в руках манипуляторов, затемняя итак темные представления о Боге и Христе в головах людей.

Как же так, такое помпезное мероприятие, с самолетами, с встречами, с несением и возжиганием и вдруг вместо чуда – традиция, которую можно воспроизвести и у себя. 

Восстановили Новый Иерусалим. А там и Гроб Господень, и кувуклия. Можно и огонь пасхальный возжигать. А чудо где взять? За чудо люди заплатят больше, чем за традицию.

Но не стоит полагать, что народ не воспримет правду. Он готов на любые варианты, лишь бы было благодатно, православно и торжественно. Он и на Крестные ходы  длинной в сутки ходит с радостью, и в Великий Четверг жаждет причаститься, и в Крещение воды набрать и в прорубь окунуться, и к мощам часами стоит. Ему все свято. А вот тем, кто у власти и светской, и духовной, очевидно, не все равно.

А может быть и страх закрадывается. Лиха беда начало. Усомнятся в одном, глядишь, и мощи без очередей стоять будут. И настроенные впрок храмы так и и останутся пустыми. 

Сомнения, они такие. Если начнут закрадываться, то непременно будут расти, а не рассеиваться.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic