Category:

Свободное время и очереди

Все антисоветчики прибегают к одной и той же методике: выставить СССР в любых житейских недостатках как единственное ущербное общество и приписать дефекты человеческого общежития, характерные для любого общества исключительно советской системе.

При этом уникальность СССР в социально-экономическом плане перечеркивается полностью. Иная система? Вроде бы и нет. Социально-экономические особенности и достижения? Вроде бы не особенности и не достижения, а вот дефекты – исключительно советские.

Очень долго писали о дефиците и колбасных электричках. Но в связи с невероятно низким качеством современных «ста сортов» колбасы , эта тема незаметно сошла на нет. С качеством не поспоришь, особенно когда отовсюду говорят и пишут о фальсификации продуктов в нынешнее, а не советское время.

Были популярны коммуналки, а потом «хрущевки». Но жестокая действительность и в этом вопросе навела свой порядок и прояснила многие засоренные антисоветчиной умы. Оказалось, что и благословенный Запад, и наше новое «доступное жилье» не блещут обилием метража. Иногда даже «хрущевка» оказывается больше новых квартир, особенно в Европе, где кухня, гостинная и спальня – единый довольно скромный квадрат с условными перегородками.

Теперь муссируется новая тема: очереди. По мнению Фрицморгена советские очереди отнимали у советских граждан годы и годы жизни.

Но не будем горячиться. Очереди – это, конечно, бич, но далеко не советский. Это бич человеческого общежития при доступности продуктов и вещей, и не только . Духовный голод тоже бывает весьма красноречив именно очередями. Но пока говорим об очередях в магазинах.

 Неужели они по сей день являются отрицательным фактором человеческого общежития?  Каким образом? Ведь вроде бы очередей ни в ТЦ, ни в магазинах нет. Но это только на первый взгляд, для не слишком разборчивого ума.

Взглянем вначале на историю.

Еще совсем недавно, и не только в России, большая часть населения, а для России это 80% никакими магазинами не пользовалась. Даже в небольших поселках в Европе магазинчики имели бакалейные и прочие товары в избытке по сравнению с количеством населения и являлись для хозяина лишь побочным доходом от торговли, тогда как основной доход приносило землевладение,  

Сельскому жителю не нужны магазины. Даже одежду и ткань для нее сельский житель делает сам.

Вспомним песню «Дуня-тонкопряха»:

Купила Дуняша
Три пуда кудели. (48 кг!)
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
 

Пряла, ткала Дуня
Ровно три недели.
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!
 

Выткавши Дуняша
Понесла мочити.
Дуня ль моя, Дуняша,
Дуня-тонкопряха!

(Рукописный сборник Николая Петровича Попова, 80-е годы XIX века, Смоленск. )

Обратите внимание: 80-е годы 19 века. Это лет за 20-30 до Октябрьской революции.

Дальше. В городах люди покупали продукты на рынках. На рынках делали закупки кухарки и повара, простой люд, мещане и мелкие чиновники. Да и те держали кухарок. О каких очередях могла идти речь? Самое страшное, что случалось, это опоздать повару или кухарке на рынок и не купить нужного продукта из-за того, что его раскупили.

Но вот 20-й век внес свои коррективы. Рост городского населения, рост его уровня жизни, массовое производство товаров первой необходимости и продуктов питания.

Результатом стало оживление торговли и появление очередей, хотя бы из трех-пяти человек.

Для Советского Союза с его уравнительными тенденциями в зарплате, очереди стали гораздо более характерной чертой, чем на Западе. 

Но причины появления больших огромных очередей это отнюдь не дефицит или отсутствие продукта или товара. 

Горбачевскую перестройку в счет не берем. Она задумывалась как внедрение дефицита для поднятия протестного духа населения. Это не издержки советской системы, а диверсия.

Итак, что заставляет людей выстраиваться в очереди и даже вести запись? Жажда получить то, что считается важным для престижа, для собственного удовольствия, для уверенности, что только с этим товаром ты будешь счастлив.

Очереди за подписными изданиями. Любители чтения? Но есть библиотеки. Заведомо известно, что любитель чтения не может в равной степени любить все, что издается полными собраниями сочинений. Значит, ищите престиж.

Очередь за импортными джинсами или сервелатом. Предметы перовой необходимости? Отнюдь. Самовнушение и самоудовлетворение.

Такие очереди вы можете найти везде и всегда.

Подписные издания, купленные по талону или в огромной очереди, сейчас распродают за бесценок. И подчас совершенно очевидно, что их не раскрывали даже после покупки, тем более, читали. 

То же самое постигло ковры и джинсы. Ковры распродали или выбросили, а джинсы фирменных марок воспринимаются как архаика.

Какие очереди выстраиваются сейчас?

Это новый айфон. 

Это святыни, привезенные церковью из других стран на короткое время.

Это монастыри с самыми растиражированными святыми угодниками.

Причины? Айфоны-престиж.

Выставки – социальные сети с фотографиями и уверенностью, что ты – культурный человек.

А святыни, мощи или пояса и туфельки – это уже особая статья. Чтобы приложиться к ним, выстраиваются в очередь не только православные. Главное – получить чудо. Любое чудо, от исцеления до заветных женихов с миллионами.

И превосходят эти очереди даже советские очереди за алкоголем в период Горбачевского разрушительного энтузиазма в заботе о советском человеке.

Но вернемся к очереди как потере драгоценного времени жизни. 

Уже исходя из того, что тратить время на себя может только тот, кто имеет возможность не заботиться о завтрашнем дне, как учил адептов Христос, то в реальной жизни это те, за кого домашнюю работу, приготовление пищи и покупку продуктов делают другие. Их именуют прислугой. Кто ее может иметь? Богатый. 

Все остальные, так или иначе, тратят время на побочные дела, не связанные ни с профессией, ни с интересом, ни с выгодой. Для большинства это продиктовано скудостью материальных ресурсов. А значит во все времена человек тратил время на:  а) поиск пропитания; б) поиск работы; в)поиск достаточных средств  для выживания. 

После социальных и экономических революционных перестроек общества, основная масса населения повысила свой жизненный уровень, но в то же время та же масса населения потеряла интерес к работе прислуги или кухарки в семьях более высокого социального слоя, поскольку производительная работа по найму повышала и благосостояние, и социальный статус.

Еще больше повысился жизненный уровень граждан с введением социального и пенсионного обеспечения в послевоенное время не только в СССР, но и в Европе.

И вот тогда, когда исчез страх за будущее и отпала необходимость бегать в поисках работы, довольствуясь хотя бы случайным заработком чтобы выжить, вот тогда свободное время стало ценностью само по себе. Оно стало давать человеку возможность думать не о пропитании, не о завтрашнем дне и лихорадочно рассчитывать, где найти заработок, а провести время для своего удовольствия: прогулки, кино, кафе, друзья.

Конечно, любая очередь стала раздражать и казаться наказанием, посланным только тебе, твоей стране или твоему обществу.

Но материальный достаток и возможность каждому купить то же, что и другой, не только стала причиной очередей.

Новая система распределения продукции не через рынок, где все зависит от фермера или крестьянина, но через систему централизованных магазинов, ограничивало пропускную возможность, где господствовал принцип терпеливого ожидания, а не тот, что кто рано встает, тому Бог дает, т.е. успел, значит купил.

Появились требования санитарной профилактики, а значит в одном магазине и в одном отделе как в старых лавках тебе не продадут осетрину и керосин со спичками. Специализированные магазины, где продавались продукты по прейскуранту: хлеб или молоко, мясо, или колбасы, и все – в изолированных отделах. А деньги – с кассу, опять же, в целях гигиены и более четкого контроля и учета.

Конечно, системы в самом начале своего формирования, всегда соседствуют с какими-то неудобствами. Появление супермаркетов или универсамов с фасованной продукцией и рядами касс на выходе с одной стороны освободило для человека время стояния в очереди за самим продуктом. Но переместило очереди в кассы. Однако психология есть психология. И тот факт, что теперь все супермаркеты не обходятся без очередей на кассе, уже никому не кажется катастрофой, как когда-то очереди в отделы. 

Но никто не задумывается над тем, что исчезновение советских очередей не сделало человека властителем свободного времени. Бесцельные потери времени заменили очереди.

Итак, в нынешней жизни над гражданами современного общества господствуют ТЦ. В них нет очередей. В них масса интересных брендовых или дешевых, популярных или элитных магазинов. ТЦ занимают два этажа, три этажа, четыре. Это рынок, город, площадь, парк , сеть уафе, игровых площадок для детей и кинотеатров в едином пространстве под общей крышей. И вот эти-то ТЦ и стали главными пожирателями времени нынешних людей.

Чтобы выбрать в массе товара то, что тебе нужно, придется потратить не час и не два, а почти целый день. И люди, не замечая, как их жизнь отбирают для пустоты, в увлечении проводят в ТЦ все выходные и даже вечера после работы. И все ради одного: найти вещь, красивую, удобную и дешевую. О каких театрах, книгах или общении с детьми может идти речь? Дети сами по себе на игровых площадках, родители в магазинах, примерочных, у витрин.

Но есть еще один пожиратель времени: качество продукции при великом разнообразии производителей.

Ничего ужаснее, чем мнимое изобилие, которое изобрел  человек в погоне за прибылью и химерой богатства. 

Вы приходите в магазин и видите пресловутые сто сортов колбасы и столько же сортов сыра. Но причина подобного количества наименований не в том, что это продуктовое разнообразие есть разнообразие и вкусовое. По сути, всех наименований как было немного, так и осталось. Страны , где сыр – предмет неуёмной фантазии производителей, Швейцария или Франция – не в счет. Наши производители не блещут фантазией, набор наименований весьма ограничен и не превосходит ассортимент советских магазинов. Изменилось только отношение к качеству. Масса производителей делают один и тот же продукт, но под своей торговой маркой и своего качества. Благо ТУ, заменившие ГОСТ, позволяют. И вот тут-то вступает в игру принцип кражи вашего времени. Очередей нет, но есть сотня производителей мясо-молочной, сырной и кондитерской продукции.  И если раньше человек выбирал между тем или иным наименованием, что не занимало и десяти минут, то теперь он выбирает между тем или иным производителем. И здесь дело не в именах, а в составе продукта. И дело это долгое и утомительное.

Часами граждане ходят из отдела в отдел и читают состав, напрягая зрение и теряя время. Это самая настоящая работа зрения и ума в попытке отличить качественное от некачественного, фальсификацию и подделку от натурального классического продукта.

Появились даже шоу-передачи, в которых один и тот же продукт, но разных торговых марок, одного достоинства, но разных производителей, анализируется по составу и качеству.

Что это значит? А то, что в магазине человек должен потерять массу времени и сил, чтобы изучить этикетки и выбрать среди одной и той же, например, докторской, только одну качественную, хотя раньше качество заключалось в самом названии: раз докторская, то везде одинаковая.

Я не хочу сказать, что когда-то было лучше, а сейчас все плохо. Все осталось на своем месте. Изменился антураж, но не изменилась суть: человек только думает, что свободен, на самом деле он раб того или иного образа жизни. Он всегда зависит от обстоятельств, которые складываются каждый раз по своему, как стеклышки в калейдоскопе. Были магазины и очереди. Теперь появились ТЦ и гипермаркеты, без больших очередей и кассами, читающими штрих-коды. Все для удобства покупателя. 

Но время, которое мы теряли в очередях, ставших совсем иными, как ни странно, из одного часа превратилось в день поиска. Может быть выбирать товар и читать составы и производителя интереснее, чем беседовать с соседом по очереди, но все-таки по возвращению домой становится очень жаль бесцельно потраченного дня.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic