ansari75

Categories:

Тренд

В прошлом посте от 2 апреля 2019 г. речь шла об актуальном на сегодняшний день вопросе реституции церкви и ее совершенной незаинтересованности в ряде случаев вкладывать деньги в реставрацию возвращенных объектов.

В частности, речь шла о Владимирской церкви в г. Елец, переданной еще в 2010 г. церкви и по сей день находящейся в таком состоянии, что усилия местной общины не смогли препятствовать обрушению купола церкви.

Недоумение вызвал у одного читателя следующий абзац:  «Службы во Владимирском храме продолжались вплоть до 1937 года. Вскоре помещение было занято военным ведомством. Вновь община Владимирской церкви была создана в 1943 году. Верующие пригласили двух священников и ходатайствовали о возвращении храма. 25 июля 1943 года верующие обратились в Верховный Совет СССР, с просьбой о открытии Собора и Владимирской церкви. Но ответа не последовало, и уже через год церковь подверглась новому разграблению ломали полы. За этим последовало частичное его разрушение. В 1950 году городские власти приняли решение о разборе Владимирской церкви. Были разобраны верхние ярусы колокольни, но по каким-то причинам дальнейшие работы прекратились.»

Текст взят с сайта самого города Елец и оказался растиражированным блогерами ЖЖ (Sergey, philologist).

 Как говорится, доверяй, но проверяй. Не хочется быть распространителем ложной информации. А православные, надо отдать им должное, на этот счет большие мастера: что не текст, то фальшивые данные, что ни обвинение, то лживое.

Вот что известно об истории г. Ельца во время Отечественной войны.

«Во время трехдневной  оккупации Ельца от действий фашистов городскому хозяйству был нанесен ущерб в 167 млн. рублей, изуродованы и уничтожены 504 здания, взорваны железнодорожные мосты,9 км железнодорожных путей, Каракумский мост,  повреждена электростанция, водопровод, разрушены пекарни и много других зданий, 300 ельчан были угнаны в Германию. 

После освобождения Ельца 9 декабря 1941 года и сотрудники учительского института берутся за восстановление и ремонт помещений здания, пострадавших от артобстрелов и авиа налетов.   Следует отметить, что  с октября 1941 по август 1943 года Елец был административным центром Орловской области. Здесь находились областные советские и партийные органы. В период оккупации Курской области в Ельце некоторое время размещался Курский обком ВКП(б). Ненадолго Елец становится «областным» городом. В здании института (по адресу: ул. Ленина, д. 83) размещались, кроме  его структур, Орловское облоно, администрация и ученический контингент трех елецких средних школ, фельдшерская школа. 

С 1943 г. по стране вновь открывались закрытые в 20-30 годы храмы,[i] которые стали для прихожан порой единственной духовно-нравственной опорой и поддержкой в жизни, укрепляя их веру в неотвратимую победу, в торжество добра над злом. Не только словом, но и делом храмы старались помогать фронту. В Ельце также была возобновлена прекратившаяся до войны религиозная жизнь. Широко известно участие прихожан общины елецкой церкви во имя иконы Казанской Божией Матери в организации различных мероприятий по оказанию помощи Красной Армии.

В письме от 26 марта 1944 года настоятель этой церкви  Николай Антонович Лыков писал: «Сборы за год 1943 г. на оборону страны, на Красную армию, на танк имени «Александра Невского», на инвалидов войны, на 2-й госзаем 1943 го­да наш храм по настоящее время внес 315000 руб…» Кроме того, в фонд Крас­ной Армии и помощи детям-сиротам бы­ло собрано более 900 тыс. руб. 

17 сентября 1944 года на имя настоятеля Казанской кладбищенской церкви протоиерея Лыкова и председателя церковного совета Поповой пришла телеграмма из Москвы от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина: «Прошу передать верующим и церковному совету Казанской кладбищенской церкви города Ельца, собравшим пятьдесят тысяч рублей на строительство танка имени Александра Невского, мой привет и благодарность Красной Армии. Желание верующих и церковного совета будет исполнено. И. Сталин».  В1947 г. священник Н.А. Лыков был на­граждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Итак, совершенно очевидно, что Владимирская церковь за предвоенные годы растеряла большую часть своих прихожан, и как это бывало чаще всего, оказалась брошенной. Более того, сами же авторы текста пишут: «вторичному разграблению.» Что бы это значило? Город был в оккупации, а как немцы хозяйничали в советских русских городах не секрет: грабеж и уничтожение. 

Более того, после закрытия храма, он не оставался бесхозным. В его помещении  разместилось военное ведомство, которое уж никак не мог растащить полы или разрушить храм.

Но вот пишут православные дальше:

«28 февраля 1944 г. верующие — члены церковного совета Гриднев, Зотова, Поляков, Каратеев, Федоркина, Шилова, Пыльникова, Кокоткина, Боровкова вновь ходатайствовали об открытии пустующей Владимирской церкви, в которой полностью «сохранился иконостас с Царскими Дверями, а также престол и жертвенник». До этого церковь использовалась как складское помещение лётной частью и, согласно обследования инженерами горкомхоза, была в хорошем состоянии. Требовался лишь частичный ремонт полов (50 кв. м) и кровли (100 кв. м). [33] Но хлопоты об открытии церкви взял в свои руки энергичный обновленческий священник, и многие прихожане откачнулись от храма под влиянием мысли: «Если будет в церкви обновление, то не надо лучше никакой церкви». Открытие Владимирского храма так и не состоялось.»

И кто виноват?Сами прихожане или Советская власть?  Прихожане не захотели терпеть попа-обновленца. Но если эти самые верующие, по их же словам, пригласили двух священников, то почему верховенство в храме взял невесть откуда появившейся обновленец? 

Сказать, что его направили Советы, тоже будет ложью, потому, что осенью 1943 года государство взяло курс на ликвидацию обновленческих структур, после чего обновленцы начали массово переходить в легализованный Московский патриархат. Смерть Александра Введенского в 1946 году принято считать концом обновленчеств.

Не сходятся концы с концами. Не государство виновато в закрытии храма, а сами православные, не слишком горящие желанием посещать этот самый  храм и тратиться на его восстановление.

И почему постоянно приходится уличать в фальсификации, в предвзятости и некомпетентности нынешних писателей? Почему над большинством наших умов довлеет одно непреложное лицемерие, подхалимство и желание быть в тренде? Раз взят курс на антисоветизм, на православие и очернение отношения советской власти к церкви, то можно додумать лубые версии, не важно, соответствуют ли они фактам или нет.

Владимирская церковь в г. Ельце на 1960 год.

Та же церковь на 2010 г


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic