Categories:

Воинствующий дилетантизм

«— Да не согласен я.
— С кем? Энгельсом или Каутским?
— С обоими, — ответил Шариков».

В советское время для того, чтобы давать экспертную оценку существовало требование быть специалистом. Выход научной публикации предполагал, как минимум, что ее автор является ученым. Для этого, собственно, и существовал фильтр присвоения ученых степеней и знаний. Ученая степень являлась пропуском в научное сообщество и правом на экспертную оценку, как человека, освоившего базовые основы соответствующей науки. В эпоху господства рынка все смешалось. Самопровозглашенные «эксперты» заполнили собой информационное пространство, разрушая воинствующим непрофессионализмом квалификации, с позиций которых они якобы выступают. Не имея представления о методологии познания и анализа, не зная истории соответствующей науки, не имея представлений о научной верификации они нанесли непоправимый удар по сознанию народа, разрушая формируемую прежде научную картину мира.

Для экспертных суждений ныне исчезла необходимость учиться, грызть гранит науки — главное побольше наглости и самоуверенности. Рынок подсказывает, что лучше всего продается то, что наиболее сенсационно. Появилась широкая группа писателей — сенсационщиков. Действуют они по принципу — не будет сенсации — не будет известности, а не будет известности — не будет ресурсов. Более всего сенсационщики паразитируют на ниве истории. То, почему именно история оказалась для них наиболее привлекательна — ясно. Во-первых, есть возможность подменить научный анализ историческим рассказом (Точь в точь по словам госпожи Простаковой из «Недоросля» «То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник»); во-вторых, ввиду обращения к прошлому более затруднительно уличить в обмане. Сыграло свою роль и использование государством, как в советское время, так и сегодня, идеологических штампов в интерпретации истории, что побуждало отбросить вместе с штампами и всю историческую науку. И речь в данном случае не идет о том, что кому-то запрещен поиск правды, а о преднамеренных попытках мистифицировать прошлое в сочетании с незнанием базовых основ предмета суждений.

Один из таких писателей — сенсационщиков, блогер Алексей Анатольевич Кунгуров. Чего стоит например название книги Алексея Анатольевича «Киевской Руси не было, или Что скрывают историки». Чтобы изучать источники средневекового происхождения нужна, казалось бы, специальная подготовка, почему медиевисты и пользуются большим дефицитом. Но Алексей Анатольевич легко расправляется и с историей Киевской Руси, и с историей Революции, и с историей Второй мировой войны.

Есть и новые  очень завлекательные теории о подмене исторических- личностей, например Петра I, Ивана Грозного или Сталина. 

Дилетантам непонятно, что человек может менять свои взгляды набираясь опыта и знаний, может менять политику в соответствии с изменением политической и внутриэкономической ситуации. Но для того, чтобы это понимать, нужно обладать кое-каким запасом знаний и руководствоваться обычной логикой.

И прежде всего нужно задать себе вопрос: а что вы выиграете от того, что измените историю в рассказах о прошлом? Факты свершились. Они так же неизменны как и законы природы. И от того, что Петра подменили или Сталина никому легче не станет.

Те же вопросы можно задать и тем, кто любит теории о том, что никакой Палестины не было, а Христос родился и жил в южной Франции. Благо там есть названия городов, похожие на города Иудеи.

А у русских начало начал это славяне. Эдакие Адам и Ева Рубец-Откачаловы (Чехов).

Все эти рассуждения дешевый прием заявить о себе, самопиар и до некоторой степени, помощь нынешним властям: от них отводится ответственность и пристальность внимания к их деятельности.

Есть и еще один интересный сюжет кроме новой истории и конспирологии. Это тема человеческого бессмертия.

На полном серьезе, в большой студии ведущий метр Швыдкой рассуждает с «учеными» и журналистами о перспективах человеческого бессмертия. Мало того, что в таком случае человеку прежде всего нужно прекратить рождаемость в принципе или устремиться за пределы солнечной системы на тысячах межпланетных кораблей. 

Но есть и еще один вопрос к жаждущим бессмертия: а не истомитесь ли вы вечностью, как Вечный Жид Агасфер? Ведь бессмертие было дано ему в наказание, а не на радость.Но в голове большинства нынешних постсоветских граждан, особенно православных крепко засели сказки и мифы народов мира.

Как-то раз мне учитель школы, образованный человек сказал: «Но ведь Ной прожил шестьсот лет».Конечно, если считать день за год, то возможно, но если знать условия жизни на планете Земля, то вряд ли.

Другие рассуждают о том, что нужна ли русская литература современной молодежи. Или о том, что из мрамора невозможно создать таких скульптур как в Античности или Возрождении. Ни разу не художнику или скульптору трудно поверить в чье-то мастерство. Остается только заявлять, что все это подделка или полимеры.

И судя по тому, что многие с большим интересом читают подобные опусы, настало время  невежества и затухания мыслительной деятельности большинства населения.

Теперь самый высокооплачиваемый наемный работник это повар. А самый популярный вид туризма гастрономический тур.

Но не стоит негодовать и возмущаться по этому поводу. Нужно здраво отнестись к ситуации и понять, что наше время — это время нового сословного разделения общества. Но уже на уровне богатый-бедный. А на уровне обладания знаниями. Не той шелухой, которую под видом знаний несут ветры перемен. Не тех знаний, которые пришли к нам с возрожденным православием в виде духовных скреп или Божественного Откровения, не в виде зрелищной доступности, а знаний специальных научных. Когда-то эти знания озвучивались для всего народа и поднимали его культуру. Теперь эти знания стараются загнать в подполье, декларируя для толпы абсурдные открытия и мифические истины, вроде заряженной святой воды, телегонии и души в оплодотворенной яйцеклетке. И научные знания переходят в разряд знаний для посвященных, становятся тайнознаниями.

Социальное равенство обесценивает знания и культуру, поскольку и то, и другое требует от человека работы ума, памяти и уважения к тем, кто несет ему эти знания и культуру. перестройка на удовольствия и легкость жизни с преобладающей целью потребления, становятся утомительны любые знания, кроме сенсаций и мифа.

Вообще, миф не случайно был воспринят религией, как необходимый элемент в управлении личностью. Миф основан на очевидности, но либо очень далекой, либо вообще потусторонней. Но миф не заставляет думать. Он заставляет удивляться и верить. А именно подобные черты человеческой личности, как удивление и вера, запоминаются лучше всего.

И знания, чтобы сохраниться, уходят в замкнутый круг тех, кто их создает и открывает. Так было всегда во все времена. Так будет и у нас. 

 и чтобы их сохранить, они начинают сосредотачиваться в определенных замкнутых стратах общества, которым доступна наука и источники вместе с практикой для доказательства новых теорий.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic