ansari75

Categories:

История и фамилии

Очень часто в последнее время приходится сталкиваться с тем, что русификация фамилий в России и СССР представляется чуть ли не тайным криминалом, особенно в отношении евреев, якобы желающих скрыть свою национальность.

Но как уже приходилось неоднократно говорить, любая конспирология — это придание очевидным фактам, связанным с развитием общества, роли некоторой тайны или даже заговора тайных сил.

Но на самом деле все гораздо проще. На рубеже 18-19 веков все Европейские государства, включая Россию, занялись переписями населения в целях удобства налогообложения. Административные реформы с небольшими временными интервалами прошли повсеместно. И коснулась эта перепись в основном еврейского населения. 

Причина двоякая. С одной стороны евреи в рассеянии привыкли жить тесными общинами, не смешиваясь с местным населением. И, конечно, причина разобщенности и нежелания ассимилироваться религия. Еврейская вера делала еврея избранным, а христианская вера запрещала евреям заниматься делами христиан: иметь землю, прежде всего. Дополнительный оттенок во взаимоотношениях еврейского населения и местного вносило то, что христианам запрещалось давать деньги в рост. А евреи именно ростовщичество сделали основной своей профессией. В Англии они имели даже особый статус: «слуги короля». И никаких притеснений не испытывали.

Другое дело Россия или Австоро-Венгрия и Германия. Здесь положение еврейских общин было иным. Мало того, что они обязаны были жить за чертой оседлости, но и не имели строго определенных родовых фамилий.

Но развитие капитализма и регламентирование жизни населения, прежде всего ради удобства налогообложения, заставили правительства этих империй заняться переписью и придания евреям, а так же (в России инородцам Кавказа и Средней Азии) родовых фамилий

Фамилии евреев до 1917 года. Исторический очерк

В Московской Руси и в Российской империи до последней четверти XVIII столетия количество евреев было весьма незначительным и допуск их в Россию был ограничен. Массовое появление евреев в России относится к концу XVIII столетия, когда в связи с тремя разделами Польши (в 1772, 1793 и 1795 гг.) к России были присоединены белорусские, литовские и украинские воеводства, в которых проживало большое количество евреев. Только в двух губерниях — Могилевской и Полоцкой, возникших на территориях, присоединенных к России в 1772 году, проживало свыше 40.000 еврейских семейств. Новые земли организовывались в губернии в соответствии с русским сословным законодательством. Новые еврейские подданные были признаны "инородцами", и им было запрещено проживание в "коренных" русских губерниях. Таким образом была установлена "черта оседлости". Для взыскания податей и привлечения к рекрутской повинности необходим был учет и организация всего податного населения. Поэтому немедленно после присоединения к России земель Восточной Белоруссии в результате первого раздела Польши Екатерина II распоряжением от 13 сентября 1772 года предписала белорусскому генерал-губернатору Чернышеву организовать поголовную перепись еврейского населения, расписать его по кагалам (действовавшим в Польше органам еврейского самоуправления), и установить для евреев подушную подать в размере одного рубля с головы. Перепись еврейского населения и приписка его к кагалам была возложена на последние и для обеспечения своевременного и бездоимочного поступления подушной подати была установлена круговая порука кагала за всех членов еврейской общины. К началу XIX столетия относится и массовое присвоение евреям наследственных фамилий.

Обязанность евреев принять наследственную фамилию была законодательно установлена Положением о евреях, разработанным специально для этого созданным в 1802 году Комитетом и утвержденным Александром 1 Именным Указом от 9 декабря 1804 года.По мотивам, приведенным в п. 32 этого Положения, присвоение евреям фамилий устанавливается "для лучшего устройства гражданского их состояния, для удобнейшего охранения их собственности и для разбора тяжб между ними". Присвоение евреям фамилий — явление бесспорно прогрессивное — вытекало из "либеральных" идей, которыми было проникнуто законодательство первых лет царствования Александра I.

Право на наследственное прозвище было одним из гражданских прав личности наряду с его правом на повсеместное занятие торговлей и любым промыслом, на обучение во всех учебных заведениях. В этом отношении "Положение о евреях" пошло навстречу экономическим потребностям страны. Евреи были признаны лично свободными во всех состояниях (ст. 12 и 42), за ними было признано право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, право на свободное занятие всякого рода торговлей и ремесленными промыслами, кроме винного, с припиской к соответствующим сословиям.

Cенат Указом от 24 февраля 1808 года предписал произвести специальную перепись всех евреев, обязав их "вписаться в одно из состояний Положением предусмотренных и принять непременно известную фамилию или прозвание, ежели где того еще не исполнено. По вступлении евреев в одно из упомянутых состояний и по принятии ими фамилий, обязать их запастись видами, звание и фамилию каждого означающими ".

"Положение о евреях" 1804 года запретило евреям изменять присвоенные фамилии.

Но дело в том, что даже записанные в ревизию посемейные и алфавитные списки не всегда составлялись правильно.

Иногда, при переписи еврейские родовые фамилии обретали русифицированный вариант, т.е окончания -ов, или -ин. Дело в том, что перепись проводилась русскими чиновниками. Для них окончание -ов или –ин было вполне понятно и даже придавало какую-то законченность фамилии, звучавшей без этих окончаний как имя. Отсюда и появилось такое количество еврейских фамилий, звучащих по русски. И никакого тайного заговора или умысла в этом не было.

Аналогично в восточных землях распространились — ские и — цкие: Березовский («из Березова»), Мозырьский («из Мозыря») или Слуцкий («из Слуцка»). Точно так же образовывались русские крестьянские или поповские фамилии (не часто, но случалось: приехал из Давыдовки — Давыдовский, из Козино — Козинский). Русские, белорусские, украинские, польские дворянские или шляхетские фамилии на — ский и — цкий, как правило, указывали, что эта самая

Давыдовка или Козино принадлежит этому дворянину. Так что принципиальной разницы нет: Березовский может быть евреем, а может быть и русским, украинцем или белорусом.

Вот так и появились у нас евреи с русскими фамилиями. И хотя "Положение о евреях" 1804 года запретило евреям изменять присвоенные фамилии, во всей обширной Российской империи поручиться за правильность в написании этих фамилий нельзя. Чиновник есть чиновник. Мало того, что он не всегда филолог и ономаст, он еще и мздоимец.

Не только в России, но и в ряде стран Европы евреев ограничивали в выборе фамилий. В Австро-Венгрии и во Франции запрещалось присваивать себе фамилии сановных семей. В Венгрии им не разрешалось обзаводиться фамилиями дворянских родов. В Галиции, с целью наживы, был введен особый «прейскурант»: самыми дорогими были фамилии, связанные с названиями цветов и драгоценных металлов, как то: Розенталь, Блю-менкранц, Гольдберг, Гольдштейн; более дешевыми были фамилии попроще, например Айзен («железо»), Айзенберг («железная гора»), Эйзенштейн («железный камень»), Шталь («сталь»); тот, кто хотел заполучить фамилию бесплатно, мог зарегистрироваться как Фукс («лиса»), Грин («зеленый») либо Шварц («черный»). Вызывают улыбку фамилии типа Лебенбаум («древо жизни»), [утветтер («хорошая погода»), Моргенбессер («завтра — лучше») и т. п. Но можно встретить и фамилии, означающие: «вошь», «слизь», «моча», «вонь», «грабитель», «чудовище», «беда» и даже «портящий ткань». Говорят, подобные фамилии раздавались тем евреям, кто не позаботился предстать перед комиссией с заранее подобранным вариантом. Однако похоже, что могла примешиваться и личная неприязнь к бедолаге, который пошил дрянной костюм или еще как не угодил иному члену комиссии

В конце 19 столетия некоторые евреи, получившие светское образование, стали в быту и в деловых сношениях пользоваться именами в их русской или немецкой транскрипции: Абрам, Исаак, Аркадий, Ефим и т.д. 

Советское законодательство разрешило всем гражданам изменять свои фамилии по желанию. Меняли фамилии и евреи, иногда из соображений национальной мимикрии. Однако большинство дореволюционных фамилий осталось неизменным. Сохранились в основном и еврейские фамилии в том виде, в каком они были приняты их первыми носителями в начале прошлого столетия.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic