РПЦ: доходы и расходы епископа
Еще Н. Лесков поднимал вопрос о том, почему наше православное духовенство считает обязательным византийскую роскошь и видит духовность только в величественных выходах архиереев, в их одеяниях и неприступности.
В советское время православному клиру пришлось стать более демократичными и скромными.
Владыки ходили без охраны, приезжали на скромных автомобилях и облчения шили по требованию канонов, но тем не менее, без излишних золоченых нитей и не с павлиньими переливами цветов. Более того, облачения переходили по наследству, от одного архиерея другому, как и панагии, жезлы и посохи.
Но вернулась к церкви значимость, полюбили ее власти и византийские традиции роскоши вернулись как-то сами собой. Что поделаешь, любят наши православные пышность и помпезность своих архиереев. Только вот вряд ди знают миряне, во что обходится эта византийская традиция и какой доход она приносит тем структурам, которые изготовляют облачения и предметы религиозного культа.
Доходы и расходы епископа – показательная история, поскольку таким образом можно узнать, как устроена финансовая структура, почему все-таки заработок является основной целью для высших церковников.
Поделился информацией диакон Андрей Белоус. Он рассказывает о том, как трудно стать епископом именно с финансовой точки зрения, потому что «традиции» требуют не только духовной проповеди, но и непосильных материальных затрат.
И выходит так, что честному человеку будет сложно не замарать руки. Белоус рассказывает:
«Сколько слов сказано о жадности епископов, что они требуют с приходов денег, что после разделения епархии стали требовать больше. И говорят об этом священники. И оставившие служение, и служащие. И это правда. Но есть и другая сторона. Даже у самого аскетичного и разумного епископа, посланного в провинциальный городок, забытый Богом и всеми уровнями власти, кроме патриархии, просто не будет другого выбора.
Представим себе кошмарный сон наяву: епископом стал я. Что нужно мне прежде всего, чтобы начать епископствовать? Штат? Ум, честь и совесть? Любовь сослужащего духовенства? Нет! Мне нужно то, без чего нельзя совершать православное архиерейское богослужение: огромный набор утвари».
Теперь перечисляется утварь и расходы:
Мантия — 55 320 руб. (Артикул: 4010069)
Облачение богослужебное — 165 400 руб. (Артикул: 4010257)
Митра — 52 200 руб. (Артикул: 4150385)
Клобук — 6 580 руб. (Артикул: 4150010)
Посох — 70 600 руб (Артикул: 0090080)
Панагия — 55 020 руб. (Артикул: 0600330)
Крест — обычно делается под панагию, из того же материала и по той же цене. 55 020 руб
Жезл богослужебный — цена заказная. В магазине при Лавре — порядка 100 000 руб.
Дикирий и трикирий (ручные подсвечники) — 115 300 руб. (Артикул: 5560049)
Орлец — Цена: 8 660 руб. (Артикул: 4460045) (обычно орлецов используется на службе несколько — прим. ред.)
«Чиновник» (книга для совершения службы епископом) — 26 570 руб. (Артикул: 3450060)
Рипиды (2 шт.) — 26 040 руб. (Артикул: 3170146)
Кувшин для омовения рук — 15 300 руб. (Артикул: 3440016)
Подиум-кафедра — 43 890 руб. (Артикул: 2330620)
(Автор забыл еще упомянуть седалище для кафедры — 67730 руб. (Артикул: 2400105) Также не упомянут архиерейский гребень, которым преосвященный расчесывает во время облачения свои браду и власы — 16910 руб. (Артикул: 0590176). Таким образом, к сумме, выведенной автором, следует накинуть седалище + 2 орлеца + гребень = 85219 руб. Правда, следует учесть, что архиерей не возит за собой ни седалище, ни кафедру, обычно они в каждом приличном храме уже есть, как и трон на горнем месте, или хотя бы качественное кресло. — прим. ред.)
Взято с сайта «Софрино», брал средние цены, артикулы записал, чтобы не говорили: «придумал».
Итого: 795 900 руб.
Не мало. Но комплектов облачений должно быть несколько, по числу цветов. То есть нужны: желтое, красное, синее, фиолетовое, черное, зеленое и белое. Эти комплекты включают облачение и митру.
Итого: 1 523 200 руб.
Теперь сложим стоимость архиерейской атрибутики без облачения и стоимость набора облачений.
Получается: 2 101 500 руб.
Ясно, что это далеко не все расходы епископа, ведь помимо прочего он должен московскому патриархату часть своей выручки. А раз речь идет о таких суммах, то он понимает прекрасно с самого начала, что «зарабатывать» деньги он должен по максимуму.
И конечно, все эти облачения и цацки он не может заказать где угодно – только у структур РПЦ, причем там же он должен закупать иконы, кресты и прочее.
Помимо прочего епископ еще и платит зарплату церковным работникам и попам (еще им покупать облачение), чьи интересы не ограничиваются желанием только заплатить за квартиру и поесть. Короче, чтоб быть одним из основных попов – нужно грести деньги лопатой.
Как – неважно. Можно вымогать деньги у бизнесменов, клянчить у прихожан, особенно фанатиков, выпрашивать деньги у чиновников и т. д. и т. п. Неудивительно, что высшие церковники подчас организовывают бизнес.
Система порочна сама по себе, и последнее, что волнует высших церковников – «духовность». Попы, что в данный момент рангом пониже, мечтают когда-нибудь продвинуться в церковной карьере, ведь «историй успеха» в этой среде полно.
_______________________
Это откровения диакона. А теперь посмотрим на доход.
Товар епархия закупает по одной цене, со склада его продают с наценкой 25% для приходов. А уж приходы выставляют на продажу все, начиная от свечей и до ладана и прочей мелкой атрибутики с наценкой не в 100, а в 200-300 %. И при этом никаких налоговых выплат, кроме социальных на зарплату обслуживающего персонала, которую пытаются урезать до прожиточного минимума, а доплатить из черной кассы.
Основная статья дохода — свечи . На пачку свечей стоимостью в 150 руб. при продажи в розницу доход будет 700 руб. Размер свечей не имеет значения.
«К примеру, когда в конце 50-х годов в СССР ввели налоги и запретили продавать свечки и иконы по завышенной цене, то буквально за несколько лет закрылись целые епархии (вероятно, около десятка епархий, к примеру, Челябинская и Ульяновская), и сотни попов тут же вышли из церкви. Им не приходило в голову, что можно пару часов по выходным «проповедовать слово божье», а по будням работать, как и все нормальные люди«.
Именно этого и не может простить церковь советской власти. Очень уж сильно обидели. Свечи без наценки. Да ведь это равносильно словам Христа: раздайте все имущество и следуйте за мной. Разве можно так прожить в этом мире?
Так что жалобы диакона Белоуса безосновательны. 3 млн руб -это месячный доход городского прихода. А взнос в епархиальную казну с прихода 25-30 % в месяц. Доход склада — епархиальный.
При таком доходе можно нарядить своего епископа как новогоднюю елку, да и самим прожить не бедно. Ведь приход в епархии не один.
Конечно, если приход находится в сельской местности, то в настоящее время, когда села стали нищими и безлюдными, даже для попа — это бедность. Вот и приходится емуна приходе заниматься своим подсобным хозяйством. Куры, свиньи, козы, корова, кролики. Все хорошо для дохода, тем более, что всегда найдутся благочестивые прихожане, которые помогут матушке по хозяйству. Да и сами принесут и мясо, и яйца, и консервированные овощи.
Не пропадет в наше время батюшка даже на самом убогом приходе.
А с духовностью туговато не по причине обилия забот, а по причине жадности. И жалуются попы на трудности жизни и необходимость зарабатывать деньги, называя систему порочной, только в надежде на то, что государство внемлет их жалобам и поставит на государственное обеспечение, как когда-то.