ansari75

Categories:

Кураев о крещенских купаниях:

 «Пьяное бултыхание от грехов не избавит». Эротический зимний обычай ничего общего с догматами христианской веры не имеет

С каждым годом обычай окунаться на Крещение в прорубь приобретает все большее количество последователей. В этом религиозном флешмобе участвуют все – старики и дети, гламурные барышни из высшего общества и высокопоставленные чиновники. Как на самом деле следует правильно вести себя верующему человеку в этот день? Об этом «МК» рассказал известный богослов Андрей КУРАЕВ.

фото: Кирилл Искольдский

– Отец Андрей, многие наши соотечественники уверены, что купание в ледяной воде в Крещенскую ночь принесет им удачу и здоровье. Есть ли в этом утверждении хоть капля здравого смысла? Может, в каких-то откровенниях святых отцов церкви сказано, что нужно так поступать?

– Купание в проруби на Крещение – не более чем народная традиция, к Православию она не имеет никакого отношения. Ее можно было бы считать вполне невинной, не будь слов о том, что это второе крещение, что, окунаясь в холодную воду, можно смыть с себя все грехи. Грехи с человека смываются в его первой и единственной Крещальной купели, о чем и говорится в «Символе Веры»: «Верую во едино Крещение во оставление грехов».

– Но с момента крещения, особенно если оно было в детстве, мы собираем много грехов. Наверно, было бы неплохо «смыть» их хотя бы раз в год.

– Пьяное бултыхание в воде в этом точно не поможет. Избавиться от грехов человек может только через покаяние.

– А для здоровья польза может быть?

– Возможно, кому-то такое купание пойдет на пользу в плане здоровья, да и то далеко не всем. Закалка воли – тоже может быть не плохо. Но есть более ясный способ закаливания своей воли. Например, волонтерство. Откажись от чего-то своего ради помощи другому человеку! И еще умей простить другого человека. Вот это будет благое дело.

– Как верующий человек на самом деле должен правильно провести праздник Крещения Господня?

– Прежде всего - без пьянки. Нельзя осквернять великий праздник своим недостойным поведением. Пойдите в храм, но опять же: в храме нужно молиться, а не ругаться, стоя в очереди за водой.

– Что делать с крещенской водой?

– Можно окропить ее весь дом, но делать это нужно тоже с молитвой.

– Как Церковь относится к тому, что многие пьют крещенскую воду как лекарство? А некоторые люди умываются ею сами и своих детей кропят, особенно если те ведут себя беспокойно, не слушаются.

– В Писании сказано: «По вере вашей да будет вам...»

– Что делать с водой, оставшейся с прошлого года?

– Добавьте в нее новую и продолжайте использовать.

– А можно что-то приготовить на крещенской воде, чай, например, заварить?

– Нет, для хозяйственных нужд мы крещенскую воду не используем.

Елена Березина,

____________________

Колядование в России начало было возрождаться в самом начале 90-х, но быстро свернулось. Одна из причин: верующим и обычным гражданам предлагалось делиться не только радостью, но и вполне конкретно, праздничными угощениями. Это было приятно только пока перестроенная Россия не свалилась в нищету. Тогда двери колядовщикам просто не стали открывать.

Купание же в проруби- это тоже момент отдачи, но не материальной, а чисто символической, рождающей эйфорию после приличного физического стресса. Но эйфория эта приносит попутный доход. Церковь весело торгует бутылками, свечками, пирожками, горячим кофе. Ушлые рыночники, чующие выгоду за версту, раскручивают экстрим в праздничное мероприятие, продавая шашлыки, полотенца, тапочки и прочие атрибуты, сопровождающие народное ночное купание.

Вот и укрепляют странный обычай всеми силами и церковь, и рыночники, и государство. Чем бы дитя не тешилось... Пусть купаются, меньше вопросов будут задавать, ибо как сказал мудрый Салтыков -Щедрин, народ которому позволяют праздники и праздничную радость, становится весел,  доверчив и доступен к объегориванию.

 Ясно, что к церкви и ее догматике и канонам они отношения не имеют. Но весело же. И потом отдавать ничего не надо. Знай окунайся да покупай шашлыки или что покрепче, но уже дома.

Но внезапно церковь осознала, что весь доход от крещенских купаний достается не ей. Ну, купили свечку, купили бутылку для воды. А посетить храм? А заказать требы? А положить денежки в кружку во славу Божию? 

Получается, что искупались и ушли есть шашлыки у торгоша или дома под водочку. Сотни купающихся даже на минуту не заходят в храм. А это сотни упущенных будущих прихожан. Вот и решили вести проповедь иного рода: спасение не в проруби, а в церкви.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic