Русский вопрос и народные сказки

Недавно один банкир-философ из ЦБ посетовал, что наш народ воспитывает своих детей на плохих русских сказках.. Именно в сказках он нашел главную причину нашей экономической отсталости, кризиса и вообще, нежелания развивать частный бизнес.
Познер сетовал, что у власти в России не те люди, что старое советское поколение, воспитанное Советской властью, безграмотное в плане капитализма, ущербно, зациклено на справедливости и не приходит в восторг от вида денег.
Другой банкир сетует, что власть слишком неоправданные вкладывает средства в наши «духовные скрепы», от которых нет отдачи в смысле роста экономики и вообще научного прогресса.
И вот теперь прозвучало новое откровение: во всем виноваты русские народные сказки. А вредны они тем, что герои в них бездельники, привыкшие даже не к Золотой рыбке, а к Щуке, которая все делает по щучьему велению, по моему хотению.
Видимо, недавно сей банкир ознакомился с романами И.С. Тургенева, в которых автор от лица героев рассуждает о том, что русский мужик ленив от природы и что только у русских национальный герой Емеля на печи.
Не знаю, как с русскими сказками, но всякие горшочки каши, варящие по просьбе хозяина, меленки, мелящие пироги впрок, огниво, добывающее с помощью собак не только богатства, но и принцесс, джины из кувшинов, строящие замки и дарящие богатства, то есть блага и радости жизни, приобретенные отнюдь не ценой горького упорного труда, это мечта всех народов во все века и при всех видах экономики, и при наличии разных видов эксплуатации. Даже благородные мошенники, обводящие вокруг пальца богачей, тоже не ценой бизнес усилий, обретают блага. Разве что мошенничество следует приравнять к бизнесу? Видимо это и имел в виду банкир, советуя нам писать для детей новые, в соответствии с бизнес планами, сказки.
А то, понимаешь, начитаются российские детишки сказок про щук и Емель и мечтают, что вот завтра у них будет мерседес вместо печи и принцесса с царством в качестве спонсора.
Уж и не знаешь, что все-таки портит наш народ и не дает ему стать богатым, гены, советское воспитание или народные сказки.
Михаил Поляков считает, что сказочный дурак – это мечта народа о заслуженном отдыхе, потому что русский народ и жил в гораздо худших условиях, чем Европа, и воевал с завоевателями гораздо дольше и труднее.
Конечно, и климат, и набеги кочевых орд или цивилизованных рыцарей играют большую роль в формировании экономики и развития производительных сил общества.
Но есть еще одна особенность, очень сильно повлиявшая на ход формирования национального характера: протяженность территории и соседство народов, отстающих в экономическом развитии от России.
Торговля всегда была залогом развития страны и ее богатства. Она стимулировала ремесла, подталкивала познание природы и ее особенностей, давала стимул без особых усилий обрести богатства. И если война утверждала лишь грабеж и обогащение через насилие, а культура и знания соседей проникали в социальную среду завоевателя лишь как остаточное явление, то в торговле всегда соблюдался паритет культур. И несмотря на различие социально-экономических систем, на различие культур взаимообмен осуществлялся на всех уровнях, от языка до культуры, искусства, знаний и ремесел.
Киевская Русь была богата и не отставала ни в чем перед Европой. Но вначале был перерезан торговый путь с Востоком и Азией, а потом с Византией. В изоляции на какое-то время остался весь арабский мир вместе с Европой. Вначале Тамерлан, а потом турки-османы разрушили торговые пути из Азии в Европу. Великий шелковый путь, источник богатой торговли с Востоком, источник процветания Итальянских городов-коммун и Европы в целом, стал опасен и потерял привлекательность.
Европейцы нашли выход, начав свою эпоху мореплаваний и Великих географических открытий, а арабский мир, как и русский, остались в изоляции.
С того времени и начал формироваться особый характер народа, не слишком агрессивный, но и не слишком алчный. Не было причин для войн. Колонизация земель на Восток от Москвы не имела той агрессивной безжалостности, которую проявили европейцы по отношению к чужим нехристианским народам. Но и алчность было не на чем взращивать. Основной источник дохода был собственный труд, а не колониальная эксплуатация и грабеж чужих народов.
Замедлялись темпы культурного роста, замедлялся обмен идеями, знаниями, ремеслами и товарами с Европой.
Один только пример. Начало книгопечатания в Европе началось на столетие раньше, чем в России. А плодом книгопечатания стала Реформация. У нас же – только усилением разницы между западными землями и восточными в собственном отечестве.
Гуттенберг изобрел печатный станок в 1440 г., а первые дошедшие до нас печатные Библии датируются 1453-1455 гг.
На Руси первая печатная книга «Апостол», появилась в 1564 г. в типографии Ивана Федорова.
Мало того, что разница в сто лет, так и причины книгопечатания разные. Для Иоганна Гуттенберга книгопечатание стало не просто одним из этапов постижения ремесленного мастерства (первоначально он занимался ювелирным делом и зеркалами), но и возможность стать мастером в своем цехе и получить источник дохода.
На Руси инициатором книгопечатания стал царь Иван Васильевич.
Гуттенберг получил деньги у ростовщика Фукса и паи на типографию делил с ним.
Иван Федоров получил деньги из казны.
Гуттенберг отвечал деньгами перед ростовщиком и самим собой. Иван Федоров отвечал перед царем и не только деньгами, но жизнью, свободой и ответственностью за результат.
Вот так и формируется разный подход к деятельности, разное понимание ее и, конечно, разный менталитет.
Ни гены, ни сказки не являются причиной экономической отсталости страны. Есть обстоятельства, которые накладываются на социально-экономическое развитие и либо тормозят его, либо убыстряют. И всегда вокруг той или иной страны сосредотачиваются силы, ищущие собственной выгоды и власти. Вот они и начинают изобретать теории то о третьем пути, то о нищете нашего населения (Чубайс), то об извечном крепостном праве, причем для одних оно зло, а для других невиданное благо.
Для примера одно только замечание. Нам постоянно говорят о децильном коэффициенте и при этом трактуют его к собственному удовольствию.
Вот-де, в царской России децильный коэффициент был равен 6, сейчас он у нас 14. Значит при царе все население жило прекрасно и не было никаких противоречий. А нищие мы только сейчас, после социализма.
Но в богатой Америке этот коэффициент 14- 15. А вот в Финляндии и Швеции он равен 4.
Но децильный коэффициент показывает только разницу в богатстве, а не уровень жизни населения.
У скандинавов децильный коэффициент ималенький, потому что кроме нефти у этих стран мало источников дохода, поэтому повышая уровень жизни населения, власти изымают часть прибыли у богатых и у тех не остается средств, чтобы занять первые строчки в журнале Форбс.
Американский же децильный коэффициент в 14-15 есть наивысшее подтверждение богатства страны, ее экономики и процветания, если она позволила части своего населения накопить миллиардные состояния и при этом не ухудшить уровень жизни населения.
В царской же России децильный коэффициент 6 есть вопиющее обличение ее нищенства и отсталости тогдашней экономики, если максимум дохода был в руках даже не купцов, а однопроцентной прослойки знати, владевшей всей Россией.
Нынешний децильный коэффициент 14 в современной России – показатель того, какими богатствами обладал Советский Союз. Ведь наши миллиардеры стали вровень с американскими только потому, что нагло присвоили себе богатства страны Советов. И даже при всем вроде бы низком уровне жизни, мы в нынешней России живет лучше, чем в тех же Соединенных Штатах коренное население или мигранты. Ведь уровень жизни измеряется далеко не тем, сколько джинсовых брюк или бургеров ты можешь купить. Есть еще социальное богатство в виде обучения, лечения, доступа к объектам культуры, отдыха. Вот эти социальные блага у нас и пытаются отнять, критикуя патернализм, советское прошлое и утверждая как Чубайс, что мы бедная страна и нам следует не тратить его Чубайсово электричество.
Америка и Европа наживали свои миллиарды грабежом колоний и более слабых соседей, одновременно развивая индивидуализм и право частнопредпринимательского грабежа.
России грабить кроме своего народа было некого. Потому и не накопили наши купцы миллиардов, оставили доходы царю и казне, стараясь грабить именно ее ценой подрядов и откупов.
И только когда патернализм стал системой на благо всего народа, вот тогда и накопила наша Россия миллиарды своему народу, которые теперь присвоили разные Чубайсы, Дерипаски или Рыболовлевы.
Нет никакого третьего пути, нет никакого плохого патернализма и хорошего частного бизнеса с либерализмом. Есть только два пути: к процветанию народа или к его нищете.
И пути эти для всех одинаковы: социализм или капитализм. Социализм- путь вперед и наверх. Капитализм – путь вниз и в никуда.