Об Иване-дураке как о национальном символе России и о том, почему мы живём хуже Америки
Отсталость России давно превратилась в либеральную присказку. При каждом удобном случае из эфира "Эха Москвы" или какого-нибудь New Times нам напоминают о том, как намного наша страна отстала от Запада, объясняя это русской тупостью, ленью, бестолковостью. Банальностью либеральных эскапад стал пример героя русских сказок Ивана-дурака, стремление которого лежать на печи по мнению наших прогрессистов-западников является и национальной русской чертой, и залогом вековечной нашей дремучести.
Давайте вкратце разберёмся, действительно ли причиной нашей отсталости являются лень и косность?
Итак, обратимся к истории. Наше отставание от Запада началось с самого зарождения основ государственности на Руси. Дело в том, что наша страна по различным географическим и политическим причинам оказалась исторически связана с Византией - обломком некогда могущественной Римской империи, расколовшейся в 476-м году нашей эры. Восточная Римская империя в отличии от Западной, центр которой находился в Риме, вовсе не стремилась делиться богатейшим античным наследием со своими союзниками и сателлитами. И если из Рима в Западную Европу тянулись акведуки, ехали учёные, поставлялись книги, то Россия получала от Константинополя только то, что он сам нам хотел дать. Таким образом, континуитет, продолжение античной истории, который в полной мере ощутила Западная Европа, прошёл мимо нас. А у кого знания, у того и умения. Если нам пришлось заново создавать медицину, право, литературу, то на Западе это имелось в полной мере, что и обеспечивало его опережающий в сравнении с нами рост.
Серьёзную роль сыграли и экономические условия. Если в Европе, омываемой водами Адриатики или обдуваемой средиземноморскими ветрами, сельское хозяйство развивалось стремительными темпами, то в России оно тащилось со скоростью слабенького плуга, волочимого худенькой крестьянской лошадёнкой. Давайте обратимся к фактам: средний урожай европейского сельхозугодья составлял 1 к 3-5, то есть из пуда зерна получался сам-три или сам-пять. В России же, как следует из документов великокняжеского двора времён Ивана Третьего (а это уже 15-й век!) - крестьянин получал в среднем 1,4 от посеянного зерна. Чтобы прокормиться, русскому крестьянину приходилось засевать огромные площади. Помимо того, что это требовало гигантского труда и зачастую было связано с необходимостью в том числе корчевать лес, это результировало в ещё одной проблеме развития - отсутствии интенсификации отношений между людьми. Среднее население средневековой русской деревни - 3-5 хозяйств, большее число людей уже не прокормилось бы с этой же земли. Крестьянин мог прожить всю жизнь и не побывать, к примеру, ни в одном крупном городе. В то же время в Европе благодаря плодородию почв и мягкому климату, была возможность создавать большие поселения, в которых кипела жизнь, люди обменивались опытом, участвовали в различных торговых отношениях. Если между европейскими городами среднее расстояние в средние века составляло двадцать километров, то в древней Руси оно было в лучшем случае в два-три раза больше.
Ну а вспомнить о татарском, литовском, немецком нашествиях! В средние века, начиная с десятого и кончая шестнадцатым столетиями на Русь, как посчитали исследователи, было совершено 376 крупных и малых нашествий! После самых крупных из них в стране фактически прекращалась жизнь. Так, после "рати Батыевой", то есть второго монгольского нашествия (после битвы на Калке) в России было уничтожено 86 городов из 114, при этом жизнь в полной мере восстановилась всего в двух десятках из них. Затем страна долгие годы платила огромный "выход" (дань) татарам, составлявший ежегодно 10 процентов от её достояния. А междуусобные княжеские войны, а суровость природы, которую приходилось ежегодно преодолевать нашим предкам... Если Иван-дурак и символизирует какую-нибудь черту нашей национальной натуры, то воплощает скорее не мечты лентяя, стремящегося провести время на печи, а усталого, измождённого работой человека, тянущегося хоть на мгновение преклонить голову...
И эта наша склонность к труду оправдала себя в истории: мы не только перенесли трудности, никогда не познанные ни одним европейским народом, певшим мирные песни в обильно колосящихся хлебах, пока мы отбивали у дикой природы - пространство, а у дикарей, полонивших нас - право на жизнь, но и стали первым европейским государством! Даже на заре своей истории мы опережали Европу (Новгородская София старше лондонского Тауэра почти на два десятка лет), а к дореволюционному периоду обогнали её практически по всем параметрам, кроме качества жизни. Получилось бы и это, но стремительный взлёт красной птицы оборвал выстрел либерала-браконьера, решившего повыщипать её золотое перо себе на шапку. И они добились своего - разорив страну, накупили себе мерседесов, настроили вилл в дорогих их сердцу франциях и англиях. И они же поют нам сегодня гнусные песни о наших лени и ничтожестве с единственной целью - не дать подняться с колен, расцвести снова к ужасу врагов.
Но народ пережил татарское пленение, смутное время, интервенцию и фашистское нашествие, - переживёт он и демократию. Другой вопрос - встретят ли новый рассвет либералы?..
Михаил Поляков