Клавдия Шульженко.
Звезда, которая любила киевский торт, французские духи и обходилась без собственной машины
Она пела о любви, жизни, дружбе. Только человечные песни — и никаких агиток, несмотря на эпоху. Песни Клавдии Шульженко стали символом военного времени и не затерялись в мирные годы. Солдаты и матросы, шахтеры и строители, целинники и ткачихи узнавали в звучавших строчках свою жизнь.
Певицами рождаются
Первым сценическим опытом для Клавы Шульженко стали семейные спектакли. Еще в Харькове вся семья бухгалтера управления железной дороги участвовала в импровизированных представлениях прямо во дворе собственного дома. Чаще всего ставили сказки, и публика стекалась с окрестных домов со своими табуретами. Иван Иванович Шульженко — любитель попеть, видел свою дочь певицей.
Сама Клава грезила кино и театром. Девочка знала чуть ли не наизусть весь репертуар Харьковского драматического театра. По настоянию отца она начала заниматься вокалом с профессором консерватории Никитой Леонтьевичем Чемизовым, но преподавателю учить юную исполнительницу было практически нечему: голос у Шульженко был поставлен от природы.
Песня как мини-спектакль
На просмотре в театральную труппу Николая Николаевича Синельникова Клавдия исполнила песню «Распрягайте, хлопцы, коней». Аккомпанировал будущей звезде заведующий музыкальной частью Исаак Дунаевский.
«Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», — говорил Синельников молодой артистке. Так зародилась уникальная манера певицы: для каждой песни — свои интонации и свой образ, подкупающая искренность и видимая простота.
В 1923 году Клавдия Шульженко впервые пела на сцене — романс «Звезды на небе» в спектакле «Казнь», а спустя всего пять лет артистка выступала на сцене Мариинского театра на концерте ко Дню печати. Молодая певица приехала уже со своим репертуаром. Еще в Харькове артист Брейтингам и тогда студент консерватории Юрий Мейтус написали для Шульженко «Силуэт», балладу «Красный маяк» и зарисовку «На санках», которую Клавдия Ивановна пела многие годы.
В Ленинграде, на сцене Мюзик-холла, она исполняла две песенки в спектакле «Условно убитый» на музыку Дмитрия Шостаковича. За дирижерским пультом был Исаак Дунаевский. Там же, на сцене Мюзик-холла, певица встретила будущего мужа — одессита, конферансье, исполнителя сатирических куплетов и чечеточника Владимира Коралли. Несмотря на рождение сына Георгия в 1930 году, творческая пара много гастролировала.
Спустя девять лет Шульженко стала лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Три песни — «Девушка, прощай», «Челита» и «Записка», исполненные певицей, поразили жюри.
Фронтовые дороги
Великая Отечественная война привела артистку в ряды действующей армии. Организованный в 40-м году джаз-оркестр под управлением Шульженко и Коралли стал настоящим фронтовым ансамблем. Певица выступала перед бойцами и в больничных палатах, на передовой. Неизменное концертное платье и каблуки — будь-то Дом культуры, аэродром или лесная опушка. Только во время блокады Ленинграда состоялось более 500 концертов. Клавдию Ивановну наградили медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды.
Голос Шульженко звучал на всех фронтах, а воплощением нежности и затаенной тоски по дому стала песня «Синий платочек». Салонный романс, написанный изначально на польское стихотворение, получил совершенно иное звучание. Автором нового текста был лейтенант Михаил Максимов, и песня стала неизменной спутницей Клавдии Шульженко на всех концертах и военного, а потом и мирного времени.
Любовь по переписке
В послевоенные годы Клавдия Ивановна Шульженко не сходила со сцены, много выступала и записывала пластинки. Первая, еще 1940 года, определила судьбу певицы. Знаменитый кинооператор Георгий Епифанов в те годы купил пластинку с песней «Челита» и буквально влюбился в голос. А попав на концерт Шульженко, был покорен его обладательницей. «Г. Е.» писал Шульженко всю войну... Через долгих 16 лет они встретились, и в 1957 году Клавдия Ивановна, на тот момент уже расставшись с Владимиром Коралли, снова выходит замуж. Теперь уже письма и телеграммы отправляла Шульженко — с гастролей: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж»...
Народная артистка
«Это больше не ей надо, а званию», — писала эмигрантская газета после присвоения певице звания народной артистки СССР. Клавдия Шульженко стала символом эпохи, непритязательные песни в ее исполнении становились историями из жизни, «окартиненными» то кастаньетами, то связкой писем, то веткой сирени, то синим платочком, что взмывал над сценой и «падал с опущенных плеч».
Свою последнюю пластинку «Портрет» Клавдия Ивановна Шульженко записала в 1980 году, тогда же написала сборник мемуаров «Когда вы спросите меня…». А в 1983 году на телеэкраны вышел фильм «Вас приглашает Клавдия Шульженко» — история о жизни певицы, рассказанная от первого лица.