ansari75

Category:

О регуляции количества людей

Проблема будущего при полной автоматизации производства сейчас у всех на слуху. Некоторые ученые говорят, что уже сейчас сфера услуг может быть быть автоматизирована полностью и этого не происходит только потому, что не решен вопрос о том, чем занять высвободившиеся рабочие руки.

Вот пример одного из взгладов на будущее:


С развитием робототехники и ИИ небольшое количество людей сможет прокормить всё человечество. Высвобождается огромная масса людей, которым нечего делать.

Казалось бы, давайте дадим им безусловный базовый доход, еду, одежду и т.д. и пусть живут. Но социальная система просто органически неспособна принять людей, которые не участвуют в процессах всеобщей купли-продажи, она не способна их абсорбировать.

Она выталкивает бесполезный балласт на периферию социальных отношений и постепенно их «утилизирует». Численность людей в социуме подчиняется простой формуле: чем больше людей могут найти себе применение в обществе, тем их будет больше и наоборот. Войны и эпидемии, конфликты и кризисы и т.д. являются не причинами изменения количества людей, а всего лишь инструментами, которыми логика социальной системы пользуется, чтобы регулировать эту численность.

Уничтожение миллионов людей за пару лет в Камбоджи в 90х годах, или за пару месяцев в Африке, пример такой утилизации. А еще есть эпидемии, экология, спонтанно возникший локальный военный конфликт и т.д. и т.д. И здесь нет единого злонамеренного центра, который бы задумал геноцид и выполнял его.

Конечно, в каждом эпизоде этой социальной катастрофы есть свои сценаристы и режиссеры, но все они являются всего лишь управляемыми пешками в игре социальной системы столь же примитивной, как инфузория-туфелька и понимание того, что мы являемся пленниками этого дикого, сумашедшего социального процесса, способно повергнуть в уныние любого мыслящего человека.

Социум, наука, саморазвитие

Научно-популярный журнал

_____________________________________

P.S. Выскажу и свой взгляд. В принципеюбой человек в обществе может найти себе применение. Только общество это должно менять модели своего существования. Например, слой высшей и средней аристократии не слишком зацикливался на том, нашел он себе применение или нет. Жили как позволяли возможности и статус. Работа презиралась и считалась существующей для низшего слоя. Ведь Бог наказал человека трудом, а не осчастливил. Приемы, балы, псовые охоты, игры в гольф, крокет, маскарады и пиры и есть наивашнейшее применение человека в обществе, где слой богатых может позволить себе занятие по интересу, а не по труду. Этот же применение человека в социуме вы найдете и в нынешних кругах богатых, которые не трудятся, но и не любят афишировать свою праздность.

Не хуже было и применение у русского дворянства. С одной стороны масса чиновничества, бюрократия, так раздражавшая социал-демократов, но по сути результат создания казной рабочих мест и применение человека в обществе по его социальному статусу. С другой - русские Обломовы, байбаки и лежебоки, которых кормили крепостные и которые в массе своей даже не стремились к культурному времяпровождению. 

Можно сказать, что процент этих людей был небольшой, но важен не процент, а тот факт, что человек существо социальное и образ его жизни зависит от системы взглядов, способа производства, традиций и культуры, но непременное условие— это  общественная деятельность любого вида и формы. Вот тут-то и возникает конфликт между капитализмом, как системой, основанной на производстве прибавочной стоимости с потреблением, и человеком, готовым быть свободной личностью, но не обязательно потребителем.

Коммунизм ведь так и подразумевал, что за человека все будут делать машины, а человек станет свободной творческой личностью, чей труд будет нацелен на освоение Вселенной, на открытие тайн природы, на создание объектов культуры, пробуждающих в человеке лучшие чувства.

Но при капитализме существует иная направленность. Это эксплуатация примитивных устремлений человека для извлечения максимальной прибыли.

Будет ли население бездействовать и жить на пособие, будет ли оно лишним, когда все виды услуг и примитивного труда будут заменены на автоматизированные технологии? Выход можно найти всегда, распространив пособие на все население, с различными льготами или условиями, затрудняющими получение их, чтобы не скучно было гражданам. В любом случае, капиталист получит прибыль из разницы затрат на пособие и производительностью труда автоматизированного производства. А роскошь так и останется перераспределительным рычагом в повышении дохода. 

Проблема в другом. Проблема в самом человеке. Лишенный трудовой осмысленной деятельности человек не предсказуем. Труд создал человека, а отсутствие труда может модифицировать его сознание до совершенно непредсказуемого вида. Одно дело, когда труд поглощает его умственные и физические силы, и совсем другое свободное от деятельности существование. Самое страшное, что человек  не обязательно деградирует, станет люмпеном, бессмысленным потребителем, байбаком-лежебокой или геймером на всю оставшуюся жизнь. Как существо социальное, существо мыслящее и ищущее смысл жизни, человек непременно превратится в угрозу всей системе и сложившемуся порядку.

Для него откроется масса возможностей по переустройству мира.  Человек не понизит, а увеличит свою социальную активность. Вот этого и боятся строители будущего автоматизированного общества.

Похоже, что сбудутся все самые мрачные предсказания западных фантастов: человечество уйдет в подполье и объявит войну системе.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic