Отчего так сильна в людях жажда рисовки? Отчего они любят приписать как бы мимоходом себе заслуги, которых и не было. А были только расчет и какой-то романтический флер в первые моменты.
Об одном романтике уже говорилось, о Тихоне (Шевкунове), о его книге «Несвятые святые». Жажда рисовки, вылившаяся в элементарное передергивание фактов.
А вчера на глаза попалась следующая знаменательная история о личном подвиге: « Меня не раз советские чекисты вызывали на беседы, на которых они учили меня родину любить. Значит ли это, что я - исповедник, прошедший гонения?
Если нет - то не стоит ли снизить градус риторики, вещающей о мученическом и героическом житии украинских священников, вызываемых на беседы в СБУ?»
Не хотелось вначале называть этого гордого великого мужа по имени. Только вспомнилось тут же время его прибытия в ряды православных служителей веры, когда он вместо аспирантуры поступил в Московскую Духовную Семинарию. И было это в таком «страшном» 1985 году. Помилуйте, какие чекисты? Какие беседы? Разве что отец с матерью, расстроенные странным выбором сына, решили задействовать свои связи в деле направления зарвавшегося эгоиста на путь родительской истины: в ряды КПСС.
Были у меня такие примеры. Только не по поводу воцерковления, а по поводу замужества и переезда в Африку на пмж. Вот тогда по родительской просьбе появились «чекисты» только свои, знакомые, да и те, кроме бесед никаких репрессий вчинить не могли. Видимо, и здесь попались подобные чекисты.
1985 год – это уникальное время. Если уже с начала 80-х годов о строгом контроле над любителями церковных служб не было и речи. Если уже на Пасху не выставлялось никаких кордонов из дружинников и милиции, если никто не смотрел зачем и почему зашел ты в церковь ,то о каких чекистах могла идти речь? Правда, в провинциальных городках, куда ветры перемен долетают всегда с большими затруднениями и большими же отставаниями, кому-то и могла быть поставлена на вид эта тяга к религиозным мероприятиям, но только не в столице, где проживал «мученик». В то время московские профессора в упоении вещали о православии как о новой духовной философии. На лекциях в МГУ царил столп отечественного православия С.Аверинцев, собирающий в слушатели студентов со всех факультетов. А уж в 1985 году только очень недальновидный человек не понимал, что в церкви – доход и перспектива. Про доход угадывали простые смертные, а о перспективах – такие как этот новоявленный мученик.
Сколько потом пришлось встретить в рядах стоящих со свечами и кадилами и физиков, и лириков, и работников нефтянки. И все они рекруты 80-х годов. Одним словом, мучеником можно было стать только по требованию родителей.
Как вам такие мученики: регент – бывший дирижер Свердловской филармонии, диакон- бывший певец Свердловской оперы, иерей – бывший нефтяник, монахи в ТС Лавре физики, историки, выпускники архивного института. И это только 1985 год. Так что, извините, время православного призыва никак не попадает под время мученичества.
И мои умозрительные рассуждения оказались не предвзятым мнением и не ошибкой. Кое-кто предоставил даже факты, подтверждающие эти рассуждения. Правда, автор не вполне понимает, что никаких темных путей на тот момент уже не было и занесло этого нового исповедника вполне понятно каким свежим ветром: ветром перемен.
die_ante_bellum: "У Кураева два лица. С виду это такой колоритный, льстивый попик, обожающий анекдотцы про попов-с. Поклонники придумали ему звание Дьякона Всея Руси - это пошлая калька с Великого Дьякона Великой Церкви.
Рази такой должон быть Дьякон всероссийской? Толстенький и смешной?
Есть иное лицо.
Он сын руководителя издательства Политиздат – стоит ли говорить, какая это была фигура и что это было за издательство. Это перестроечная номенклатура категории А. Темным путем занесло его с кафедры Научного Атеизма в референты новоизбранного Алексия Второго – р-р-раз и в дамки.
В августе 1991 Кураев буквально по пятам ходил за Патриархом требуя ясной поддержки Ельцина. Знал.
И Патриарх знал кто это такой - и выкинул его в свободное плавание как только кураторы из ЦК занялись распилом бабла, забросив прежние дела свои.
Но Кураев всплыл став Духовным Лидером Новых Православных и первостатейным Православным мыслителем.
Это все печально и плохо говорит о Новом Православии (после 1988) но это данность.
Революции не будет, будет то, что нужно ад министрации. Неужели это новость?"
die_ante_bellum: "265 рублей жалованья получал отец Андрей, в Управлении Делами, на втором этаже.) Вами описанное мне в точности неизвестно - молод я был еще, не интересовался такими ужасами. Помнить то его помню, но вот кого он в епископы продвинул тогда- не знаю.
Однако оффициальная история церковного возвышения сына директора Политиздата шита даже не белыми а вырви-гдаз оранжевыми нитками)))
Есть целое житие где рассказывается о его терзаниях и метаниях, об обращении к вере, о том, что ректор МДСиА арх. Александр, как только узнал, что есть на свете такой Кураев, так сразу и взял его к себе в секретари, речи свои писать,а как только узал о таком светиле новый Святейший Патриарх, так тоже зараз к себе пригасил - и бывалоча с каждым вопросом - курьера к о. Андрею - что подскажете, дражайший, без Вас как без рук, и даже без головы... до 40 000 курьеров задействовано было.
А на деле курьеров было поменьше, не того ведомства, и вообще все было прозаичнее.
Да, если о нем одним словом - то - циничен.
Семинарист Ракитин из Карамазовых - собственной персоной.
Но новые православные ведь все как один утопятся, если он подскажет.
Гуру."
kalakazo
Может показаться непонятным почему меня задел такой не слишком вопиющий момент. Но дело здесь не в религии и по большому счету не в православии. Дело в мелких, как бы походя заявленных обидах на Советскую власть. Когда личность из обычной становится публичной, каждое сделанное ею замечание становится одним из кирпичиков в деле конструирования большой лжи и пропаганды антисоветизма. Да, человек вроде бы пишет о себе, но если о себе, то нет нужды быть честным?
Очень часто читая биографии советских актеров, натыкаешься н а фразы: « она жила с одной мамой. Материальные лишения не позволили ей сразу поступить в институт». «они жили очень скромно, денег не хватало, нужно было содержать семью, поэтому он…» и снова тот же припев, долженствующий показать суровость советской действительности, а не личные искания или сумасбродства того или иного человека.
Смысл посыла ясен: это сейчас мать-одиночка означает нищету и бесправие. Это сейчас неполная семья лишает детей возможности учиться. Это сейчас дети вынуждены оставаться в родном городе и идти на работу, потому что без помощи родителей не смогут прожить, учась в институте.
Нет, господа, не было такого выбора между необходимость «содержать» или учиться, потому что не было бедности и закрытых путей. В любом городе любой студент получал общежитие, а если такового не было, то снять комнату не составляло всего заработка или стипендии.
Студенческая стипендия составляла 40 руб. и многие даже ребята жили на эти деньги, подрабатывая иногда на разгрузке вагонов, что всегда было возможно. Девчонки иногда устраивались уборщицами или санитарками в больницу. Но приехать и поступить мог каждый.
Бывало даже так, что, не поступив сразу, упорные и настойчивые поступали по два, три, а иногда и четыре раза.
Не нужно путать социализм с коммунизмом. Не нужно свои личные проблемы превращать в идеологические. Именно этот момент и возмущает.
Хотя по большому счету что взять с проповедника, который в самые первые годы капитализма так упорно стремился дискредитировать советские праздники, советское прошлое и не оставляет этой стези поныне.