ansari75

Category:

Взаимопонимание

Попался на глаза диалог атеиста с православным.

Атеист,  рассуждая о христианстве: "Ведь в священной книжке уже написана точно такая же история: Всеблагой Господь ожесточил сердца египтян и заставил их гнаться за тусой Моисея, чтобы показать свою славу. Ну, через Моисея, который взмахнёт рукой, пройдёт по расступившемуся морю, а потом с берега посмотрит, как египетская массовка идёт ко дну. Массовка, которая даже не выбирала себе роль — их заставили. Непосредственно тот самый, всемогущий. И таки да, именно так в самом тексте — тут даже особые трактовки не нужны".

Православный:  "С точки зрения православной догматики, свобода выбора есть всегда, а отношения Бога и человека имеют двусторонний характер. А Вы читали хотя бы комментарии святых отцов на Ветхий Завет?"

"Преподобный Ефрем Сирин ("Толкование на Книгу Исход"): "И се Аз ожесточу сердце Фараоново, то есть, не остановлю дерзости Египтян". 

Вместо того, чтобы, по приказанию царя отнимать жизнь у младенцев, они готовы были, для их спасения, пожертвовать своею жизнью. Но когда ожидали они, что примут за сие венец исповедничества, тогда Бог вложил в уста их мудрое слово, и избавились они от смерти. И благо им было, то есть домы их распространились, когда думали они, что за спасение многих младенцев Фараон предаст их конечному истреблению". Где здесь про марионеток?".

Таким образом, с научной точки зрения, высказывание атеиста опровергнуто. Если ты рассуждаешь о христианстве, то должен знать, что в аутентичном христианстве Ветхий Завет понимается не иначе, как сквозь призму Нового Завета и патристики.

Следует хорошо понимать, что "научный атеизм" - это такой же абсурд, как и "научное православие".

А ведь оба спорящих правы по-своему. Просто каждый из них хочет видеть только то, что видит.

Сложность эта происходит от того,  что все православные не договаривают, когда начинают уверять мир  в том, что Бог дает человеку свободу воли. Если смотреть через призму Нового Завета, то эта недоговоренность исчезнет и обретет право выбора, но выбор этот будет между «да» и «нет» : свобода выбора дается лишь в том, что  бы быть с Христом или без Христа, то есть с Богом или без Бога. Нет никакой разницы воля у тебя свободная или нет: выбор у тебя однозначный.

Есть фраза : без воли Божией и волос не упадет с головы человека. Если это верно, то правы атеисты: все в этом мире предопределено Богом. Но если обратиться к Евангельскому тексту, из которого взята фраза, то конкретно она звучит следующим образом:

Не продаются ли два воробья за [один] асе [мелкую медную монету]; но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев. Итак всякого, который будет исповедать Меня пред людьми, и Я исповедаю пред лицом Отца Моего, Который на небесах, а того, кто отречется от Меня пред людьми, и Я отрекусь пред лицом Отца Моего, Который на небесах.

Иными словами, следуя логике текста, человек, сделавший выбор в пользу Христа, находится под его защитой. И выбор этот -  единственная свобода, которая дана человеку. Да, человек не марионетка. Он поступает согласно выбору собственному, а не по непреложному закону Предопределения. Хотя Предопределение тоже имеется: весь Ветхий Завет – это пророчество о пришествии Иисуса Христа. Мало того, в библейском же тексте ясно, что Бог ожесточил сердце фараона. Воины же не могли иметь выбора. Они – слуги и рабы своего повелителя. Они не имели выбора и стали заложниками обстоятельств. Но…но, именно в качестве необходимого средства для исполнения Божьего замысла. А вот повивальные бабки, не пожелавшие убивать еврейских младенцев  в материнском чреве, хоть и кажутся праведницами, сделавшими выбор, на самом деле исполнили волю Божью. Ведь Бог оберегал евреев и их потомство.

Это логика. И она на стороне атеиста. На стороне православного – будущий выбор для будущей жизни.

Конечно, когда у человека есть выбор, то он все-таки не марионетка, хотя и ограничен в возможностях этого выбора. С другой стороны, действия Бога подпадают под категорию провокационных и насильственных, лишающих некоторые категории лиц воли, как например, ожесточение сердца фараона против евреев,  но действия эти направлены на совершение одной очень важной миссии:  спасительной миссии Христа. 

Что же получается? Выбор есть, но в обусловленных границах. 

В таком случае, не проще, яснее и логичнее марксистко-ленинское определение свободной воли человека, как осознанной необходимости. 

Какие могут быть расхождения? Свобода не может быть ни полной, ни абсолютной. И Бог, и природа выступают единым фронтом: не все позволено, а только выбор. Очень заблуждался Достоевский , когда писал, что без Бога все позволено. Отнюдь. Бог дает выбор остаться с ним или исчезнуть , а марксисты дают точно такой выбор. Они рисуют человека на крыше дома. Если он будет ходить по крыше с завязанными глазами, он упадет и так же исчезнет в небытии. А человек с открытыми глазами всегда будет видеть, где край крыши и будет сдерживать себя ради жизни.

Тогда почему атеисты и верующие так яростно спорят? Ответ в той фразе, которую сказал Христос: 

«А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев. Итак всякого, который будет исповедать Меня пред людьми, и Я исповедаю пред лицом Отца Моего, Который на небесах, а того, кто отречется от Меня пред людьми, и Я отрекусь пред лицом Отца Моего, Который на небесах.»

Это уже не выбор и открытые глаза . Это – Избранничество.

У меня есть подруга, которая любит живописать иногда стихи,иногда притчи, иногда поучения, но непременно на Евангельские темы.

Есть у нее рассуждения о любви, о зависти, о прощении, о вере, о смерти, о душе. Но все эти темы раскрыты в одном единственном ключе: «яко да погибнут грешники от лица Божия, а праведницы возвеселятся». И при этом праведницы – это не просто следующие заповедям Божиим, а избранные, тогда как весь мир – это грешники.

Чистейшей воды Псалтирь с ее апофеозом избранничества. 

Все верующие потому и не могут допустить ни иной веры, ни научного подхода, ни реальности, что они всегда должны ощущать себя избранными, особыми и единственно правильными. « С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог».

При таком подходе к теме мы никогда не поймем друг друга. Именно в избранничестве корень фанатизма и кроется. Но именно в избранничестве и причина распространения религий и их крепость.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic