Евхаристическое оружие
В годы советского экуменического романтизма наши преосвященные дипломаты порой были вынуждены уклоняться от обьятий. Им настойчиво предлагали перейти от слов к делу, то есть от тостов и речей - к интеркоммуниону, литургическому сослужению. Это, мол, послужит скорейшему прогрессу в переговорах о соединении всех христиан.
В ответ они говорили, что Чаша с Кровью Христа - это высшая святыня христианства. Она не может быть средством к достижению каких бы то ни было дипломатических целей и она не может быть средством выражения каких-то чувств, намерений и отношений. Поэтому сначала переговоры и достижение единства в вере, а потом, - совместная Литургия.
Сегодня те же самые преосвященные благочестивые переговорщики демонстрируют ровно обратное отношение к Чаше. Оказывается, Литургия может быть средством. Но не мира, а вражды. Можно использовать Литургию (режим допуска к ней) для выражения конфликтных отношений. Можно использовать Литургию как средство для геополитических боданий и амбиций.
Есть реал-политик. А есть реал-теология. Не менее циничная.