" В коммуне остановка. Часть 1

Люди любят говорить о том, как поумнели дети или молодежь. Говорят, сравнивая не умственные способности, а изменение быта и окружающей среды.
Например, многие родители хвалятся тем, что их полуторогодовалый ребенок запросто управляется с планшетом. Но скажите этим родителям, что он все равно не способен в этом возрасте научиться читать и считать, они обидятся. Они не понимают, что в развитии человека, особенно его психической и умственной деятельности, независимо от того, что нас окружает в данное время – космические корабли, компьютеры или стенобитные орудия и лошади в доспехах, человек должен пройти определенные моменты развития. И ни ускорить, ни изменить их никакая среда не может.
Ребенок с компьютером – это все тот же ребенок с игрушкой, что и тысячи лет назад. У компьютера доступный даже обезьянам алгоритм: кнопка – результат, цветная кнопка – иной результат. Но смысл этой игрушки ребенку недоступен до определенного возраста.
И напрасно форсировать процесс развития, начиная учить ребенка с двухлетнего возраста азбуке.
Результаты всегда плачевные, потому что наступает такой момент в его развитии, когда психика и умственная деятельность вступают в полосу регресса, чтобы выровнять весь человеческий организм и вывести его на уровень той планки способностей, которая свойственна человеку на данном этапе. А они, несмотря на разницу личностную, укладываются в оценочную шкалу от единицы до пяти.
Можно вводить балльную систему, можно разделять человека по самым тонким границам его отличий от других, но неизменно будет один результат: гений – это аномалия, талант – это пятерка или сто баллов. Все остальные люди в пределах от тройки до твердой четверки. И никакого унижения личности и ее способностей в этом нет. Это всего лишь доказательство стабильности развития человеческих способностей и возможностей.
Развить способности выше заложенных наследственностью и природой – невозможно. И все-таки в человеке есть одна сфера, которая неизменно поднимает его над всем миром выше и выше. Это сфера эмоциональная, сфера воспитания чувств.
Прогресс в обществе зависит немного от других причин, чем таланты личностные. Прогресс зависит от труда всего общества, от опыта, накопленного обществом и всеобъемлющих законов диалектики, свойственных всей живой природе в целом. И больше всего – от развитости эмоциональной сферы. Не эгоистические желания, а возвышающий душу момент сострадания и сопереживания.
Сейчас вдруг стали использовать медицинский термин: эмпатия. Но эмпатия, как любая патия, подразумевает особенность, заложенную в психике человека в соответствии с его физиологией, наследственностью и особенностями именно психики – психопатия. А вот сострадание, сочувствие, альтруизм, благородство, уважение – это особенности, созданные в человеке воспитанием. Это социальные, а не психические свойства человека и создавать их в человеке – задача общества. Это мораль, нравственность, культура, и, если хотите, традиция.
Общество формирует социальную среду, а человек – привычку к тем или иным правилам и законам социализации.
Из привычки вырастает будущая личность. И если ребенку не давать установок на дисциплину, сдерживание желаний , на понимание того, что и у соседа по песочнице есть такие же желания и возможности, которые нужно учитывать и решать не кулаками и слезами спор, то он никогда не сможет подняться до понимания жизни, как общественного блага, а не только удовлетворения собственных интересов. Привычка к благу через дружбу, взаимопонимание и сострадание – это привычка рожденная воспитанием. А эгоизм и собственное желание, даже эмпатия – это природный инстинкт.
Но если для личности правильно воспитанная привычка есть благо, то для общества на каком-то этапе его развития привычка-традиция становится цепями, сковывающими его развитие и движение вперед. Привычка к благу у человека формируется правилами жизни в коллективе, а вот традиция в обществе есть привычка сформированная совсем иными принципами. Традиция есть результат необходимого ущемления и ограничения прав личности в том или ином обществе. Традицию формирует социально-экономический закон, который на правах частной собственности делит общество на классы и сословия. Экономике помогает религия. И то, что на раннем этапе бывает вызвано необходимостью, в дальнейшем, при развитии экономики и знаний становится причиной застоя.
Но застой и неизменность никогда не бывают абсолютом. Застой абсолютный – это смерть.
Любое общество, благодаря деятельности личностей, движется и развивается. Войны, торговля, взаимообмен культур и традиций, религия и философия, но прежде всего труд, создающий богатства и повышающий уровень жизни – это все те условия, которые движут миром.
Процесс развития похож на движущийся поезд, в котором пассажиры вначале расселись в вагонах первого класса, но по мере движения поезда вперед, были вытеснены кондуктором в третий класс. Изменить свое положения они могут только на остановке. Так и происходит. Поезд делает остановку, а пассажиры пересаживаются в первый класс. И хотя класс первый, обещающий удобства и комфорт, но пообветшавший скарб пассажиров, перенесенный ими, их собственная убогая привычка к нищете, производит на какое-то время в вагонах беспорядок, сумятицу и наносит грязь. Так по закону диалектики смена формаций очень часто становится регрессом, упадком, дискомфортом и падением общего состояния культуры. Срабатывает эффект наложения человеческого на общеприродный процесс развития. Закон регрессии, открытый Дравиным для природы, очень хорошо характеризует и развитие человечества.
Опыты Дарвина с сизыми голубями показали, что селекционные выведенные искусственно породы голубей, при скрещивании с диким голубем возвращаются к своему первоначальному дикому виду. Это закон регрессии, купирующий на каком-то этапе эволюцию.
Так происходит и с человеческим обществом. Когда производственные силы перестают соответствовать производительным отношениям, когда назревает переход количества в качество, то непременно ему сопутствует, и спуск по спирали вместо взлета, и отрицание отрицания. Это тот непременный момент, когда традиции, сдерживающие движение вперед, должны быть разрушены.
Так поезд, проносясь мимо красивой долины или богатого города, должен сделать остановку, необходимую остановку, чтобы пассажиры третьего класса пересели в вагоны первого. И эта остановка всегда полна сумятицы, неразберихи, перетаскивания пожитков, вместе с грязью, болезнями и старыми привычками.
Сколько раз человеческое общество переживало эти смены формаций, ради того, чтобы кто-то смог поменять рабство на свободу, сословные ограничения на социальное равноправие, жесткие догмы на свободу творчества, отказаться от устаревших давящих грудь традиций и религиозный фанатизм на свободу совести и научное познание мира.
Смены эти бывали болезненные и во многом оплакивались старыми поколениями, потерявшими ориентиры в новом мире. Но неизменно поезд начинал свой путь и мчался вперед и вперед, уходя от разрухи или разрушенного стихией ландшафта к новому благоустроенному городу.
Вместе с новой формацией приходили новые культурные достижения, научные открытия, новые традиции и новое понимание смысла жизни. Неизменным оставалось лишь признание того факта, что пересадка на станции принесла большинству человечества блага, что культура создала образы величественные, совершенные и вдохновляющие, что знания наполнили жизнь смыслом, что социальные блага сделали человека свободнее, терпимее, благополучнее.
В новом обществе человек не становился умнее, чем был способен, но он получал новые знания, опыт поколений и усложненную этическую и эстетическую картину жизни. Он обретал вместе со знаниями, широту чувств и глубину эмоциональных переживаний и сопереживаний. Но потом начинался прежний процесс: идущий вперед поезд и перемещающиеся в третий класс пассажиры. И хотя третий класс постепенно обретал черты сходства с первым классом по удобствам и комфорту, в отношении культуры он оставался все-таки третьим.
Наконец, поезд привез человечество к тому пункту, от которого начинался иной путь, чем тот к которому оно привыкло: путь в коммунизм, в общество без частной собственности на средства производства.
Именно на это общее развитие человека, на рост его знаний и совершенствование его эмоциональной сферы рассчитывали все те, кто видел неизбежность крушения капитализма и переход к новой фазе развития общества. Экономическое развитие подводило к коммунизму, а эмоциональное и просвещенное человечество становилось способным к нему духовно-нравственно.
Что мы имеем сейчас? Наш поезд свернул с дороги , ведущей к остановке- коммуне, на дорогу, ведущую в город - призрак, построенный когда-то киношниками для очередного вестерна.