Думать как богатый

«-Нет, маменька, сам чувствую, что всe начинает путаться в голове.
Даже страшно делается.
А вот отчего это?
Оттого, что я не привык думать, как богатые-то люди думают.
Всe думал, как бедные думают, вот теперь богатство в голове и не помещается.»
Думать как богатый. Это не шутка. Это особенность человеческой личности. И называется эта особенность прежде всего самодостаточность личности. Но размер кошелька или счет в банке не вседа связаны напрямую с самодостаточностью личностной.
К сожалению, наши нувориши – это как раз разбогатевшие Бальзаминовы , в большинстве случаев. Богатство не то, чтобы не помещается в их головах. Оно травмирует их психику и мыслительные способности в сторону стремления указать всему миру на факт их богатства. Раз они богаты, то все должны передними преклоняться, хотя преклоняться можно только перед личностью и ее достоинствами, а не перед богатством. Отсюда их наглость и хамство по отношению ко всем, кто, по их мнению, обязаны им служить или просто стоят по имущественному цензу ниже них.
Не могут мыслить как богатые и западные люди. У них слишком прочно укоренился в душе сословный имидж, когда аристократы и простонародье отличаются друг от друга не по уровню жизни, а по принадлежности к разным сословным группам.
Но если мы обратимся к советскому обществу, то с удивлением узнаем, что именно советские люди мыслили как богатые. Именно им присуща была самодостаточность. Как ни странно, но им по наследству перешла русская дворянская особенность поведения.
Что главного в психологии тех людей, которые мыслят как богатые?
Они не имеют склонности к чинопочитанию, к услужливости. Помните у Грибоедова? " Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Широта натуры, хлебосольство, укоренившиеся в натурах советских людей - это традиции наших русских мелкопоместных дворян.
« Эти добрые люди, можно сказать, жили для гостей. Все, что у них ни было лучшего, все это выносилось. Они наперерыв старались угостить вас всем, что только производило их хозяйство. Но более всего приятно мне было то, что во всей их услужливости не было никакой приторности. Это радушие и готовность так кротко выражались на их лицах, так шли к ним, что поневоле соглашался на их просьбы. Они были следствие чистой, ясной простоты их добрых, бесхитростных душ. Это радушие вовсе не то, с каким угощает вас чиновник казенной палаты, вышедший в люди вашими стараниями, называющий вас благодетелем и ползающий у ног ваших. Гость никаким образом не был отпускаем того же дня: он должен был непременно переночевать. (Гоголь. «Старосветские помещики»)
Советские люди не экономили там, где вопрос касался дружеских связей, помощи соседям и друзьям.
Праздники у советских людей всегда были поводом пригласить гостей, а не самим сходить в ресторан и втихомолку насладиться обедом.
Можно было приехать в любой город и всегда найти приют у друзей и знакомых.
Помню, как шокировали нас рассказы о западных взаимоотношениях, где при встречи с девушкой в кафе, каждый платил за себя, где не принято угощать сигаретами или платить за друзей в транспорте.
Даже пресловутый советский блат отчасти был признаком той же психологии богатства. Ведь оказывали услуги, потому что они ничего не стоили, не требовали растрачивать капитал, составленный усилиям предков. Капитала-то жалко.
«-У них такое состояние, что век с зятем не прожить.
А бедного человека могут и осчастливить.
-Да ведь деньги-то еe муж наживал не для того, чтобы она их мотала и проживала!
На деньги дело надо делать. Дочь-то отдаст...Нужды нет, а денег-то жалко!
-Жалко, братец, жалко!»
Подарки врачам и учителям не были ни подкупом, ни платой за услугу, как это делается сейчас. Подарки были благодарностью от полноты сердца и опять-таки, не стоили для даривших никаких трат сверх меры.
Все антисоветчики любят попрекать советское время прежде всего тем, что продуктов было мало, что никто не обжирался фаст фудом, толстея на глазах сверх нормы, как в благословенных изобильных Штатах. Но не в сверхпотреблении дело. Дело в уверенности в завтрашнем дне, возможность всегда иметь средства на жизнь, пусть не роскошную, но вполне нормальную.
Ведь дворянство, даже бедное, именно в силу своего социального статуса, было спокойно за свое будущее. Именно статус позволяло этому классу сохранять всегда чувствовать себя независимыми и иметь будущее.(служба на государство была открыта даже самым бедным).
Конечно, были и такие как Бальзаминов, как Молчалин или аристократы, перед которыми заискивали и лебезили. Были и такие как Плюшкин, уничтоживший свою личность скаредностью. Или такие как Арина Петровна из романа Салтыкова –Щедрина Господа Головлевы, день и ночь умножавшая свои владения , и готовая держать ради этого впроголодь детей и отваживать гостей от дома.
Но большинство все-таки видели себя личностями, не зависящими ни от кого, но обязанных проявлять радушие и гостеприимство по отношению к соседям и знакомым.
И хотя в СССР большинство населения все-таки были по происхождению не дворяне, они очень быстро усвоили способность мыслить как богатые, потому что были богатыми духом, хоть и жили умеренными средствами.
Уничтожает широту натуры, самодостаточность личности, ее веру в себя и будущее именно капитализм.
Только капитализм заставляет человека бояться завтрашнего дня. Увольнение с работы, рост цен, невозможность иметь знания и образование по желанию и способностям, дорогое если не лечение, то лекарства. Отчужденность и забота каждого лишь о себе самом рождены не достатком и высоким уровнем жизни, а нестабильностью собственного положения и отсутствия уверенности в завтра.