Смирение духа
В городах, где сохранился трамвай в качестве городского транспорта, пассажиры не раз видели, как на перекрестках, не оборудованных светофорам легковые автомобили, не взирая на бесконечные звонки вагоновожатого, будут да последней секунды прорываться перед носом трамвая, рискуя столкнуться с ним, но ни в коем случае не задержаться на несколько секунд. Ведь проезд трамвая – это от силы потеря двух-трех секунд.
Видели пешеходы и автомобили, мчащиеся на огромной скорости к мигающему зеленым глазом светофору, грозящему красным. Скорость такая, что попадись в этот момент даже случайно кто-то или что-то, то ни водителю, ни помехе несдобровать.
Видели и граждан, с полными тележками, стремящимися проскочить на экспресс-кассу, которая по идее и надписи над ней обслуживает клиентов с покупками не больше 8-ми наименований, но отнюдь не с двадцатью.
Но шедевр в нарушении правил – это объезд пробки по обочине с последующим внедрением в эту пробку, что способствует не сокращению времени стояния в пробке, а только удлиняет ее. И в идеале все, кто стоит в пробке или мчится по обочине как самый нетерпеливый и крутой, не выигрывают во времени ничего или несколько минут.
В чем причина? Только ли неуважение к другим гражданам, к пешеходам, трамвайным вагоновожатым или что-то еще?
Это психология, формирующая наше общество. И психология эта не столько происходит из эгоизма и неуважения, сколько от неспособности иметь выдержку, спокойную взвешенную ответственность и понимание того, что правила и законы существуют не ради ограничения чьей-то свободы, а ради самих же граждан, не способных самостоятельно регулировать порядок.
Нетерпение, безоглядный бег, чтобы успеть, но куда и зачем? Ведь спокойствие, терпение и выдержка – незаменимые черты характера не только в быту, но и в бизнесе.
Но подобных черт характера у наших сограждан нет.
Отсюда безжалостная эксплуатация работников, взваливание на них непосильной работы, которую заведомо невозможно выполнить в положенного рабочего времени, и потому работники вынуждены постоянно перерабытывать. Быстрее и больше – вот что требуют хозяева, хотя ничто не говорит о том, что правильное распределение нагрузки принесет ущерб. Наоборот, работа будет выполнена только лучше и качественней.
Я помню, как подруга работала в министерстве культуры и во время квартального отчета все сотрудники оставались ночевать на рабочем месте. Они спали в кабинетах на диванах и креслах, даже на столах, хотя совершенно очевидно, что квартальный отчет – это не операция в больнице при экстренных обстоятельствах.
Никто не умрет и даже не понесет ни морального, ни материального ущерба от того, что переночует дома, а не в офисе.
И подобные авралы, которые приписывали советской системе, на самом деле наблюдаются в любом офисе, на любой работе именно сейчас. Бюрократия и спешка прочно внедрились в умы и психику не только начальства министерств или администраций, но и хозяев частных предприятий.
У нас нет ни одного магазина или кафе-ресторана, которые просуществовали бы на одном месте хотя бы пять лет. Трудно сказать, накопленный капитал заставляет закрываться в одном месте и открываться в другом. Или виной тому снижение прибыли, а владельцу хочется не 30% прибыли, а 300%.
Но в торговле, в ресторанном бизнесе, в индпошиве или косметологии и прочих услугах, никогда все не идет прямой дорогой по восхождению на вершину прибыли. Бывают моменты взлета и моменты спада. Торговцы всех стран, прекрасно зная подобные зигзаги удачи, терпеливо ждут и получают привязанность покупателей или посетителей в награду. Отсюда семейные марки вин, сыров, одежды. Отсюда кафе, существующие десятилетиями, как и магазины.
Приезжаешь в чужую страну через год, два, пять и находишь на прежнем месте и магазины, и кафе. Приезжаешь в соседний город через полгода и уже не находишь ничего, что тебе нужно и что было только что на этой улице.
Не успеешь привыкнуть к одному магазину или кафе, глядишь – уже другое. Был магазин детской одежды, стал хоккейного снаряжения или того лучше – аптека. И ведь никто не считается ни с местоположением, ни с потребностями жителей района.
Смешно, но даже отделения администрации, если они не имеют главного солидного офиса, налоговых инспекций или юридических консультаций, меняют места так, будто от этого только и зависит качество их работы.
У нас – страна бесконечных перемен и преобразований. Даже в крупных супермаркетах усвоили методику каких-то психологов – маркетологов: переставлять товары с полок на полки, из зала в зал с расчетом, что попутно кто-то обратит внимание на новый товар. Увы, люди чаще всего консерваторы, а не модернисты. Сколько раз приходилось видеть старушек или людей среднего возраста в магазинах, где прошла эта маркетинговая реорганизация, которые не могут найти того, что им нужно. Кроме возмущения и недовольства не было заметно, чтобы они заинтересовались чем-то другим, что им попадалось вместо нужного продукта.
Такая страсть ломать стереотипы посещает даже духовных лиц. Приходишь в церковь, а там – ни одной привычной иконы, одни новомученики. И прихожане бродят, бродят среди не слишком важных им святых и ставят свечки Спасителю и Божьей Матери. К счастью, их еще не убрали за ненадобностью.
Точно тоже происходит и с церковной музыкой. Впечатление, что церковь у нас теперь филиал филармонии.
Но люди должны формировать в себе эмоциональную сферу, должны переживать и сострадать. Именно для этого им дается привычка, а не вечная новизна и перемены.
Психология торопыжек, которые готовы нарушать все и вся, от правил до духовности, в надежде на быстрое обогащение – это наши сегодняшние сограждане.
Может быть мой анализ включает в себя слишком широкий спектр проблем, но все начинается с малого.
Когда любой автомобилист научится выдержке и терпению, когда будет воспринимать временные неудобства в виде трамвая или пробки как неизбежность, касающуюся всех, а не его одного, он начнет понимать что спешка и неуважение к правилам или людям – это ошибочный стиль поведения. Может быть тогда он научится понимать, что бизнес – это не мгновенная прибыль и огромный ее размер, а труд, терпение и ожидание, которые вознаграждаются привычкой граждан к твоему продукту, магазину, услуге.
Но печальнее всего то, что нетерпение одних, рождает раздражение других. Общество становится электропроводным. Вот только электрический ток этот отрицательного действия, ток озлобленности, неуважения, раздражения.
«Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Эти слова приписывают православному святому Серафиму Саровскому. Мне не пришло бы на ум заниматься христианской проповедью, если б в этих словах не было истины.
Однажды мне пришлось наблюдать в магазине, как продавец взвешивала, еще на старых советских весах сахар и крупы одной женщине. Что удивило меня в тот момент? Слова продавщицы, обращенные к покупательнице: « Вы очень спокойный и уравновешенный человек, - сказала она. Та улыбнулась и спросила в свою очередь, что навело ее на такие мысли. «Да ведь я вам взвешиваю третий пакет и ни разу не ошиблась». Когда ей сказали, что просто у нее рука набита, она возразила: «Не говорите, я давно работаю и знаю, что от покупателя многое зависит. Если он невыдержанный, нервный, все идет не так. Бывает я и на сто грамм ошибаюсь»- Впоследствии мне пришлось убедиться, что та давняя продавщица была во многом права. От состояния души человека зависит и духовный климат в обществе.