Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Традиции и современность

Современная проблема современного общества: зачем жениться, если даже брак по любви перерастает в привычку, а привычка в равнодушие, нетерпимость или усталость. Только старичков можно увидеть идущими рядом рука в руке. В старости угасает огонь страстей и остается серая кучка сплавившихся воедино угольков привычки.
«Распалась связь времен»… Там, где шла борьба за искренность чувств, за свободу выбора, за счастье соединять общие интересы и цели, проросла трава забвения, холодная, ровная, как болотный мох, апатия чувств и упоенный эгоизм. В чем причина того, что случилось с людьми и с их самым поэтическим чувством-любовью? Неужели по Апокалипсису «не холодны и не горячи» стали люди, приблизившись к своему концу?
Брак всегда был связан с определенным социально-экономическим устройством общества. Целью брака было умножение владений, капитала, переход на более высокую социальную ступень. Целью брака было продолжение рода и сохранение собственности. Целью брака было воспитание детей в условиях борьбы за существование, право дать им доступ к культуре и образованию. Брак всегда был условным, но необходимым на каком-то этапе понятием в духовно-нравственном отношении. Он ограничивал человеческий инстинкт и подавлял проявление низменных желаний в человеке. Вся идеологическая система была построена на незыблемости брачного института, на возведении его в абсолют, тогда как свободное изъявление чувств каралось как законом юридическим, так и нравственным. И это было необходимо, поскольку в экономическом отношении не было возможности обеспечить жизненный минимум человеку вне наследования по родственному признаку.
И вот пришло время, когда брак потерял свою экономическую, юридическую и нравственную ценность. Личность освободилась от давления старых институтов настолько, что заставить ее вернуться к прошлому уже невозможно. Брак потерял привлекательность, обесценился как союз двух сердец. И ничего в этом ужасного нет. Это явные признаки формирования нового человека и нового общества.
Когда говорят о традициях, то почему-то забывают о главном: о причинах складывания тех или иных традиций. И оказывается, что очень много из того, что принято считать традиционным, является временным ограничителем свободы личности в силу социального антагонизма между богатством и бедностью, между культурой и невежеством, между рационализмом и эгоизмом.
Одним из таких явлений можно назвать европейские права человека, дающие свободу однополым союзам. Очень многие видят в этом работу спецслужб, ищут следы тайного заговора по растлению общества. Но никогда, ни один заговор или тайный план не удается и не приводит к положительным результатам, если в обществе нет к тому предпосылок. И чтобы не говорили нынешние философы и социологи, предпосылки эти всегда заключаются в экономическом развитии общества, иными словами, от Маркса никуда не уйти. Уровень развития техники стал причиной краха средневековой культуры, как материальной, так и духовной. Рыцари и замки рухнули под ударами новых типов оружия, ставших возможными в период развития научно-технической мысли и экономического подъема. Незыблемое и удобное крепостное право в России вынуждено было исчезнуть, т.к. Крымская война продемонстрировала глубочайшее технологическое отставание крепостной России от капиталистической свободной Европы.
Чтобы мы ни рассматривали в рамках разрушения традиций, мы всегда увидим, что не «марши пустых кастрюль» якобы устроенные с целью разрушения традиций, не обзывание трудящихся женщин проститутками не имеют под собой ничего, кроме ненависти старого к новому. Эмансипация женщин явилась таким же требованием новых экономических отношений, как и упразднение крепостного права, или освобождение негров Америки от рабства. Даже смена форм одежды, пищевые предпочтения, убранство домов, - все это связано с тем или иным этапом в развитии производительных сил общества, меняющих на свою потребу экономические отношения.
Сейчас модно возвращаться якобы к традициям. Но верно ли это? Очень многие старые обычаи были ликвидированы по причине развития знаний человека о самих себе. Например, люди не думают о таких болезнях как рожа. А ведь она до сих пор не изучена до конца. Нет сведений о ее этимологии, но одной из причин ее возникновения все-таки признаны формы женской одежды (женщины болеют чаще мужчин), заставлявшие женщин кутать свое тело в длинные, многослойные юбки, панталоны и чулки. Тело должно свободно дышать, но это поняли только в 20-м веке. Другим примером вынужденных традиций является отношение церкви к женщине. Канонически женщина в критические дни не должна была заходить в храм, а после родов-в течение 40 дней. Женщина считалась в эти периоды нечистой и отношение к ней до сего времени очень у многих традиционно отвергающее: она не чистая и храм для нее закрыт. Но причина этого бытового неприятия в том, что в древности гигиена очень сильно страдала, попросту, о ней не имели понятия. По той же причине грязным животным была собака. Но можно ли признать рациональными подобные предрассудки? И когда на новом этапе развития человечество пытается пересмотреть некоторые свои устаревшие традиционные взгляды, то не стоит тут же обвинять в этом мировой заговор по разрушению культуры.
Человечество должно иметь одну традицию: гуманизм, мораль и нравственность, основанные на давних принципах человеколюбия и самоуважения.
Может быть, большинство не согласится с моими мыслями, но, тем не менее, я попытаюсь их выразить.
Та оппозиция, которую встречают права человека в Европе и России, вполне закономерно. Человечество не пришло еще к тому периоду своего развития, когда им должны руководит высшие духовные ценности, а технологический прогресс позволит освободить человека максимально от его животной натуры.
Однополые браки. Что это, добро или зло? Намерено или в силу меняющихся условий жизни пропагандируют их?
Человек, несмотря на свои знания и прогресс, остается эмоционально таким же, как и тысячи лет назад. Жажда любви, жажда близости дорого существа, раскрыта ли она как в романах 18-19 вв. или скрыта в массе условностей древних периодов, подспудно живет в нем всегда. Институт брака, продиктованный экономическими и политическими отношениями, помогал сохранять в человеке мечту об идеальной любви, о женщине, как объекте недостижимом, но прекрасном.
Свобода отношений породила разочарование в брачных узах, породила, адюльтер, пресыщенность, но главное, у человека исчезло желания обременять себя многодетностью. Рождение детей перестало быть целью брака. Что осталось? Осталась жажда любви и близости.
Когда-то нечто подобное пережила античность, лишенная идеала многодетности, который являлся благословением Божиим для еврейского народа. Но у античности еще не было ни экономического, ни идейного потенциала для перестройки человеческой психики. Но коль скоро один период древности демонстрировал нам ситуацию аналогичную нынешний, у нас не должно утверждаться мнение, что все нынешние права - плод заговора элит по сокращению численности населения. Не должны нас вводить в заблуждение и страшилки о «страшном разврате в православных монастырях и в католической церкви». Просто к женскому разврату люди настолько привыкли, что ни проституция, но сексуальное рабство, ни дома терпимости их не шокируют. А ведь по сути, разницы нет, будь то однополый разврат или гетеросексуальный. Вопрос в другом: почему активность в области взаимоотношений человека приобрела такой характер? А потому, что это неизбежное следствие разрушения всех традиционных основ семьи и общества. Люди нуждаются в любви и душевном тепле ближнего, но выразить эту потребность традиционными семейными узами стало трудно. Человек остался прежним, т.е. эгоистом и оттого семья стала казаться ему клеткой, скучной привычкой. Чувство долга еще не стало преобладающим в человеке. Для его формирования нужно всестороннее развитие личности на базе всех достижений культуры и знаний человечества. Нужны новые аристократы духа, могущие своим примером гуманизма и человеколюбия поднять духовный уровень общества. Те же попытки, которые являет нам борьба за традиции, выражающаяся в бородатых, многодетных патриархах, чинно стоящих на церковных службах, занимающихся сельским трудом в собственных усадьбах, строго наказывающих любое вольнодумство, является жалкой попыткой старого перекрыть дорогу новому. Отчасти именно этот всплеск патриархальных традиций лучше всего свидетельствует о глобальной перестройке общества, которая нас ждет в скором времени.
Tags: брак, однополые союзы, семья, традиции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments