Categories:

ЛЕГЕНДАРНЫЕ БАЛЕТЫ ПЕТИПА

«Дочь фараона», 1862 год. Большой театр Санкт-ПетербургаС этим балетом Мариуса Петипа дебютировал как главный балетмейстер Императорских театров. Он не только создал хореографию, но и включился в работу над либретто. Вместе с драматургом и либреттистом Анри Сен-Жоржем они превратили новеллу Теофиля Готье «Роман мумии» в прекрасный балет, который много лет шел с оглушительным успехом. На премьере петербуржцев поразило роскошное оформление постановки: великолепные костюмы в восточном стиле, египетские пирамиды в качестве декораций и даже спецэффекты, имитировавшие песчаные бури пустыни. К 1879 году, когда «Дочь фараона» прошла на сцене 150 раз, в знак признания зрители преподнесли Петипа лавровый венок. 

   «Дон Кихот», 1869 год. Большой театрБалетная версия знаменитого романа Мигеля Сервантеса считается самой «московской» постановкой Петипа: обычно премьера балета проходила в столичном Петербурге и только потом отправлялась в «провинциальную» Москву. «Дон Кихот» же перекочевал на петербургскую сцену лишь через два года, в 1871-м. Интересно, что в балете сюжетные акценты расставлены иначе, чем в романе. Рефлексирующий рыцарь Дон Кихот в постановке Петипа оказался второстепенным персонажем, а сюжетное ядро перенеслось на интригу Китри и Базиля. Петипа мастерски стилизовал испанские танцы: до приезда в Россию Петипа несколько лет жил в Испании, работал там и постигал местную культуру.“«Накануне первого представления моего балета «Дон Кихот» отправился я на Семеновский плац и там, на Конном рынке, отыскал лошадь, достойную стать Росинантом. В вечер премьеры на сцену пришли великие князья, чтобы полюбоваться этой лошадкой с уныло повисшей головой, торчащими ребрами и волочащейся задней ногой. Великий князь Константин Николаевич спросил меня:

— Петипа, где это вы раздобыли такую лошадь, это же настоящий Росинант?
— Купил на Семеновском плацу, ваше высочество!
— И сколько за нее дали?
— Девять рублей, ваше высочество.
— Да это просто даром, Петипа! Теперь у вас одной артисткой больше!»— Из мемуаров Мариуса Петипа

«Баядерка», 1877 год. Большой театр Санкт-Петербурга

Последний балет романтической эпохи и первый из тех, что считаются подлинными шедеврами Мариуса Петипа. К работе над сценарием он привлек историка балета Сергея Худекова, автора масштабного четырехтомника «История балета всех времен и народов». В основу сюжета легла древнеиндийская драма Калидасы «Сакунтала» в интерпретации Теофиля Готье. Ранее этот сценарий использовал в своей постановке Люсьен Петипа. Однако балет Мариуса Петипа не стал копией французской постановки: обрусевший балетмейстер создал совершенно особую хореографию и выразительные образы. В 1900 году сам Петипа перенес балет на сцену нового Мариинского театра. В главной роли возобновленной постановки блистала Матильда Кшесинская.   

 «Спящая красавица», 1890 год. Мариинский театрЭту постановку часто называют «энциклопедией классического балета». «Спящая красавица» стала первой общей работой Мариуса Петипа и Петра Чайковского. В 1889 году Чайковский получил от Петипа подробный план-заказ музыки к балету, хотя до этого музыку к постановкам писали штатные композиторы Императорских театров. Балетмейстер с точностью до малейших деталей проработал сценическое действие до того, как была написана музыка. Например, реакция Авроры на укол веретеном, по задумке хореографа, длилась «от 24 до 32 тактов». Чайковский сохранил все требования Петипа и создал музыкальный шедевр. Над либретто Петипа работал вместе с директором Императорских театров Иваном Всеволожским. Оно оказалось гораздо интереснее оригинала Шарля Перро: в нем появились новые персонажи, а пространство наполнилось новыми деталями, которые сделали спектакль ярким и зрелищным.“«Дорогой и многоуважаемый сотрудник! Я почти что окончил эскизы пятой картины балета «Спящая красавица». Все будет кончено не позже как к 1 июня. Но интересно было бы знать, правда ли то, что я вычитал в одной русской газете. Она сообщает, что постановка нашего балета отложена на сезон 1890/91 года, а в предстоящий сезон намереваются возобновить балет «Конек-Горбунок». Дело в том, что если известие это верно, то я мог бы не очень торопиться с инструментовкой балета, имея в своем распоряжении целый год, и даже больше; если же это только утка, я должен немедленно приступить к делу, чтобы партитура всего балета была готова к сентябрю. <…> Около 25 мая думаю приехать дня на два в С.-Петербург и, если застану еще Вас там, буду иметь удовольствие повидать Вас. До свидания, дорогой друг и сотрудник.

Искренно Вам преданный П. Чайковский». Из письма Петра Чайковского Мариусу Петипа«Лебединое озеро», 1895 год. Мариинский театр

Впервые «Лебединое озеро» на музыку Петра Чайковского поставил Вацлав Рейзингер в Большом театре еще в 1877 году. Балет шел на сцене восемь лет, но особым успехом у зрителей не пользовался. Петипа реанимировал постановку в 1895 году вместе с балетмейстером Львом Ивановым. Они изменили либретто, а композитор Риккардо Дриго переработал партитуру. Одним из главных новаторств стала партия черного лебедя: Петипа объединил образы двух героинь-антагонистов — Одетты и Одиллии — и создал в спектакле дополнительный эмоциональный акцент. Чайковскому так и не удалось увидеть новую версию балета: в 1893 году композитор скончался.   “«Балет «Лебединое озеро» был впервые поставлен в Москве и никакого успеха там не имел. Узнав об этом, я поехал к директору и сказал ему, что не могу допустить, чтоб музыка Чайковского была плоха, чтоб его произведение не имело никакого успеха; не в музыке, должно быть, дело, а в постановке балета, в танцах. Я просил директора разрешить мне воспользоваться произведением Чайковского и, использовав сюжет по-своему, поставить балет в Петербурге».— Из мемуаров Мариуса Петипа  

«Раймонда», 1898 год. Мариинский театрРаботать над этим балетом Мариусу Петипа пришлось в сжатые сроки: Дирекция Императорских театров заказала постановку всего за год до желаемой премьеры, которая была запланирована на сезон-1897/98. Музыку к постановке написал Александр Глазунов. Композитору пришлось трудиться под строгим контролем Петипа, однако позже он вспоминал: «В этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах?». Общая работа хореографа и композитора сделала балет гармоничным и целостным. Именно в «Раймонде», по мнению исследователей, Петипа передал всю палитру балетного стиля XIX века.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic