ansari75

План создания кастовой системы ВУЗов России и его возможные последствия.

 Морозов Александр Гавриилович (moralg

     В недрах высшей властной тусовки вызревает новая система государственной аккредитации ВУЗов. Делящей российские ВУЗы на касты - базовую, продвинутую и ведущую. Формальные признаки такого деления довольно просты. Но последствия подобной реформы описывающие их журналисты оценить не в состоянии. А интервьюируемые ими ректоры не претендующих на ведущий статус ВУЗов слишком осторожны с тем, чтобы не спровоцировать скатывание своих детищ из продвинутой касты в базовую.

Каковы же признаки новой кастовой системы российских ВУЗов и возможные последствия планируемой реформы?

   1. В ВУЗе, аккредитованном на статус базового, нужно будет преподавать большинство предметов в онлайн-режиме на базе соответствующих курсов, разработанных аккредитованными на статус ведущих ВУЗами.

   2. Продвинутым ВУЗам будет позволено работать в нынешнем режиме, не отягощая себя обязанностью учить своих студентов по онлайн-курсам и не имея право продвигать в другие ВУЗы свои онлайн-курсы.

   3. Ведущие же ВУЗы будут обязаны все свои курсы и спецкурсы реализовать и сделать общедоступными в онлайн-форме.

Концепция такой реформы на первый взгляд кажется весьма привлекательной. Но к ней возникают, как минимум, четыре вопроса, правдивые ответы на которые показывают ее громадную разрушительную силу.

   Первый из этих вопросов - кто будет принимать зачеты и экзамены у студентов, прослушавших онлайн-курсы? Очевидно, что авторы этих курсов из ведущих ВУЗов не поедут в базовые для такой работы. А местные преподаватели, лишенные нагрузки в течение семестров, не смогут выдержать суперперегрузку в течение гораздо более коротких сессий (стандартная годовая аудиторная нагрузка в ВУЗе - 800-900 часов).

   Второй вопрос - каким будет массовое сокращение штатов преподавателей в базовых ВУЗах? Ибо сейчас в большинстве ВУЗов норма - один преподаватель на 9-11 студентов. Что коррелирует с упомянутой выше стандартной годовой аудиторной нагрузкой в 800-900 часов. При резком сокращении аудиторной нагрузки произойдет не менее резкое сокращение штатов ВУЗовских преподавателей.

   Третий вопрос - что случится с научными школами ВУЗов, которые будут сведены до уровня базового? Они, очевидно, пойдут под нож сокращения штатов.

   И, наконец, четвертый вопрос - а чем принципиально будут отличаться онлайн-курсы от аналогичных курсов, изложенных в обычных учебниках в книжной форме? Тем паче, что многообразие учебников по одному и тому же предмету ныне гораздо больше, чем возможное многообразие онлайн-курсов по тому же предмету даже лет через десять.
 
     Попытка ответить только на эти вопросы вынуждает меня однозначно заявить, что планируемая реформа аккредитации российских ВУЗов может привести только к дальнейшей деградации российского высшего образования.

   Я не только не против активного внедрения онлайн-образования в ВУЗах России, но и всецело ЗА. Но категорически против использования цифровых технологий для уничтожения образования. Которое всегда строилось и будет строиться на личных контактах ученика и Учителя.

_________________________________________
А я задам еще один вопрос: где будут работать выпускники базовых он-лайн вузов?

Ведь по сути такое образование — это своего рода хобби. Захотел поднять свой уровень культуры — поступил в базовый ВУЗ.

В США масса таких вузов для  расширения собственного кругозора. И поступают в них люди, потерявшие хорошую работу и не желающие понижать свой социальный статус, соглашаясь на рабрту ниже той, которую потерял.

А вузы — это возможность просуществовать не безработным, что тоже плохо, а учащимся.

Что же касается качества, то оно уже заявляет о себе в интернетмедицине, в институте семейных врачей, когда терапевт после трех месяцев курсов, становится специалистам по всем отраслям медицины. 

Все это звенья одной цепи: государство постепенно сбрасывает социальный баласт. Заботу о народе, о его здоровье, культуре, работе, уровне жизни,  пережиток социализма, от всего этого нужно избавляться. Постепенно, но неуклонно.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic